Ученые, посвятившие себя когнитивной психологии и занимающиеся вопросами понимания новой для нас информации, показали, что понять новую идею легче, если она окружена определенным контекстом. Например, главу из книги будет легче понять, если вы сначала прочитаете обзор и задачи этой главы. Я надеюсь, вы уже обнаружили это при работе с данным учебником. Исследование Брэнсфор да и Джонсона показывает влияние контекста на понимание. В ходе исследования участников просили прочитать и понять следующий текст. Попробуйте и вы: Если шарики лопнут, звук не сможет быть услышан, поскольку это произойдет слиш ком далеко от нужного этажа. Закрытое окно также не даст возможности распростра ниться звуку, так как большинство зданий обладают весьма неплохой звукоизоляци ей. Поскольку вся процедура зависит от равномерного потока электричества, разрыв провода также может вызвать проблемы. Конечно, человек может кричать, но челове ческий голос недостаточно силен, чтобы разнестись так далеко. Дополнительная про блема состоит в том, что у инструмента может порваться струна. Тогда сообщение оста нется без аккомпанемента. Очевидно, что чем меньше будет расстояние, тем лучше. Тем самым будет меньше потенциальных проблем. При личном контакте возможностей потерпеть неудачу будет гораздо меныпе( Bransford & Jonson, 1972, p. 392). 2 6 2 Глава 7, Экспериментальный план I: однофакторные планы Я думаю, вашей реакцией на этот пассаж будет что-то вроде «Хм?» Именно так реагировало большинство участников данного исследования. Однако Брэнсфорд и Джонсон обнаружили, что пониманию можно помочь, использовав определен ный контекст. Психологи разработали однофакторное исследование с независимыми группа ми, в котором независимая переменная принимала пять значений. Испытуемые, случайным образом распределенные в контрольную группу, выполняли задание, аналогичное только что выполненному вами: они читали текст и старались запом нить как можно больше идей из 14, содержащихся в тексте. В результате в среднем они запомнили 3,6 идей, что совсем не впечатляет. Чтобы проверить, сможет ли простое повторение улучшить запоминание, вторую группу попросили прочитать рассказ дважды. Это не помогло — испытуемые запомнили 3,8 идей. Третьей груп пе предварительно показали рисунок (рис. 7.11, а), а затем попросили прочитать и пересказать текст. Участники из этой группы запомнили 8,0 идей из 14. Очевид но, что рисунок явился общим контекстом, помогшим участникам понять рассказ. Но обязательно ли сначала рассмотреть рисунок, а затем прочитать текст? Да, обя зательно. При четвертом условии эксперимента участники читали рассказ, затем рассматривали рисунок, а потом пересказывали прочитанный текст. Они запомни ли 3,6 идей — ровно столько, сколько запомнили члены контрольной группы. Пятой группе предложили частичный контекст. Прежде чем читать рассказ, они рассмотрели рис. 7.11,6, содержащий все отдельные части рисунка 7.11, а, но ина че расположенные. Испытуемые из этой группы запомнили в среднем 4,0 идей. Полученные результаты можно изобразить графически, как показано на рис. 7.12. Рис. 7 . 1 1 . Рисунок, обеспечивающий: а) контекст и б) частичный контекст для исследования Брэнсфорда и Джонсона (Bransford & Jonson, 1972) Один фактор — более двух уровней 2 6 3 Рис. 7 . 1 2 . Данные по пяти условиям исследования Брэнсфорда и Джонсона, представленные в виде гистограммы Аналогичное исследование с двумя группами: «Отсутствие контекста — одно по вторение» и «Контекст до», было бы весьма интересным и показало бы улучшение понимания при введении контекста в форме рисунка. Но использование всех четы рех условий делает исследование действительно интересным и позволяет отбросить (т. е. фальсифицировать) некоторые альтернативные факторы, которые иначе будут расценены как улучшающие запоминание. Таким образом, контекст улучшает пони мание, но только если он введен предварительно. Так как представление контекста после прочтения текста не улучшает запоминания, можно сделать вывод, что кон текст делает это, облегчая первичную обработку информации, а не ее последующее восстановление в памяти. Можно также отбросить предположение, что простое по вторение улучшает запоминание, ведь удваивание количества повторений текста не способствовало запоминанию. Кроме того, недостаточно просто показать отдельные части рассказа (как в случае с частичным контекстом) — они должны быть располо жены в определенном порядке и отражать суть запоминаемого материала.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Многоуровневый план с группами» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»