Использование контрольных групп плацебо и листа ожидания в одном исследовании
Один из самых распространенных вариантов использования «бессознательно вос принимаемых аудиозаписей» — это использование их с целью снижения веса. Эта область предоставляет очень хорошие возможности для продажи подобной про дукции. Американцы, к примеру, чтобы сбросить вес, испытывают на себе всевоз можные приемы, от диеты с ограниченным потреблением жиров до хирургическо го вмешательства. Особенно привлекательными для людей оказываются методы, требующие минимальных усилий, а именно это и является отличительной чертой «бессознательно воспринимаемых аудиозаписей» — просто вставьте кассету и очень скоро ваше бессознательное начнет руководить вашим поведением и неиз бежно приведет к потере веса. Для изучения эффективности таких записей в деле снижения веса Мерикл и Скейнс (Merikle & Skanes, 1992) провели исследование, в котором использовали и контрольные группы плацебо, и группы листа ожидания. Дав объявление в газеты, они набрали сорок семь женщин и случайным образом распределили их в три группы. Члены экспериментальной группы (N= 15) полу чили коммерческую «аудиозапись бессознательного действия», которая, по мнению производителей, должна была помочь слушателям сбросить вес. Члены контрольной группы плацебо (N=15) думали, что получили аудиозаписи, специально разрабо танные для снижения веса, но в действительности им выдали записи для сниже ния страха лечения зубов (исследователи обладали чувством юмора). Для обыч ных слушателей эти две записи были неразличимы. Членам контрольной группы листа ожидания (N= 17) сказали, «что в исследовании уже принимает участие мак симальное количество испытуемых и что... их поставят на лист ожидания» (р. 774). Участников из экспериментальной группы и группы плацебо попросили прослу шивать записи 1-3 часа в день; при этом членов всех трех групп на протяжении пяти недель еженедельно взвешивали. Каковы были результаты? Потеря веса у членов экспериментальной группы была весьма скромной, но столько же сброси ли члены контрольной группы плацебо. Это обычный результат для подобного типа исследований, показывающий, что «бессознательно воспринимаемые аудио записи» сами по себе не имеют никакого эффекта. Однако интересно, что конт рольная группа листа ожидания также потеряла в весе, и примерно столько же, сколько остальные две группы. На основании этого Мерикл и Скейнс заключили, что «бессознательно воспринимаемые записи» дают предполагаемый результат не просто из-за наличия эффекта плацебо. Если бы все дело было в эффекте плацебо, то члены группы плацебо, думая, что на их разум оказано воздействие, сбросили бы вес, а вес испытуемых из группы листа ожидания, которые еще не слушали за писи, не изменился бы. Полученные результаты привели авторов к выводу, что воздействие записей заключалось в концентрации внимания людей на существу ющей проблеме, в данном случае на снижении веса. Испытуемые во всех трех груп пах «могли потерять вес просто потому, что участие в исследовании увеличило вероятность того, что в ходе эксперимента они станут внимательно относиться к вопросам, связанным со снижением веса» (р. 776). В данном исследовании группа листа ожидания позволила оценить силу эффекта плацебо и получить альтерна-Планы с контрольными группами 2 5 7 тивное объяснение популярности «бессознательно воспринимаемых записей». Также, хотя авторы и не отметили этого, результаты исследования выглядят подо зрительно похожими на хоторнский эффект, о котором вы узнали в главе 6. Следует отметить еще один момент, касающийся этого исследования: второй автор, Хизер Скейнс, проводил эксперименты, а первый, Филипп Мерикл, накле ивал этикетки на кассеты. Таким образом, он был единственным, кто знал, какие участники получают записи для потери веса (экспериментальная группа), а ка кие — записи для снижения страха лечения зубов (группа плацебо). Тем самым исследователи применили двойной слепой метод.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Использование контрольных групп плацебо и листа ожидания в одном исследовании» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»