«Плацебо» — это вещество, имеющее определенный эффект, но при этом фарма кологически неактивное. Иногда пациентам становится лучше, когда они прини мают плацебо, но думают, что получают лекарство X Это происходит потому, что люди верят в то, что лекарство им поможет. В исследованиях члены контрольной группы плацебо думают, что подвергаются определенному воздействию, но в дей ствительности этого не происходит. Далее вы поймете, почему может потребовать ся использовать такой подход. Предположим, вы хотите выяснить, замедляет ли Планы с контрольными группами 2 5 3 алкоголь реакцию человека. Если вы используете обычную экспериментальную группу, которую попросите принять алкоголь, и вторую, сохраняющую трезвость, а затем определите у испытуемых скорость реакции, то может оказаться, что реак ция у первой группы будет замедленной. Можно ли будет заключить, что алкоголь снижает скорость реакции? Нет, ведь участники могут придерживаться распрост раненного мнения, что алкоголь замедляет реакцию, и это знание может оказать на них некоторое влияние. Чтобы избавиться от такого искажения, вам потребуется использовать еще одну группу и дать ей напиток, кажущийся алкогольным (кото рый на вкус невозможно отличить от алкогольного), но таковым не являющийся. Такая группа является контрольной группой плацебо. Следует ли устранять обыч ную контрольную группу (вообще не принимающую алкоголь)? Не обязательно, ведь эти испытуемые могут дать образец скорости реакции. Если вы используете все три группы и получите следующие значения средней скорости реакции: экспериментальная группа — 0,32 с; контрольная группа плацебо — 0,22 с; обычная контрольная группа — 0,16 с, то сможете сделать вывод, что ожидание людей по поводу действия алкоголя несколько замедляет скорость реакции (с 0,16 до 0,22 с), но и сам алкоголь также оказывает влияние (снижение скорости реакции с 0,22 до 0,32 с). Примером эксперимента с двумя контрольными группами — обычной и плаце бо — является исследование влияния заражения паразитами на различные позна вательные и моторные навыки у детей с Ямайки (Sternberg, Powell, McGrane & Grantham-McGregor, 1997). Ученики четвертых и пятых классов с легкой степенью заражения были случайным образом распределены (после уравнивания по полу) на две группы: получающую лекарство и плацебо. Дети из третьей (неэквивалент ной) группы не были заражены. Лекарство быстро устранило инфекцию, и по окон чании эксперимента его дали также и детям из группы плацебо. Но последствия заражения остались. В сравнении с незараженной контрольной группой, не полу чающей лечения, дети из двух других групп плохо справились с заданиями на про верку когнитивных способностей. Следовательно, лекарство имело важный меди цинский эффект, но мало способствовало усилению когнитивных способностей, снизившихся из-за болезни. Поскольку дети жили в условиях, где паразитические инфекции весьма распространены, Стернберг и др. порекомендовали включить в лечение программу коррекции когнитивных способностей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контрольные группы плацебо» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»