Примером эксперимента, проведенного по однофакторному плану с независимы ми группами, является хорошо известное исследование Блэкмора и Купера (Blacke- more & Cooper, 1970). Ученые заинтересовались вопросом влияния опыта на раз витие зрительной системы. Двухнедельных котят случайным образом распредели ли по двум значениям независимой переменной, которую можно обозначить как «зрительное окружение». Котят растили в условиях с преобладанием либо верти кальных либо горизонтальных полос. Я думаю, вы понимаете, почему исследова ние должно было быть межсубъектным, а не внутрисубъектным — было бы бес смысленно растить котят в «вертикальном» окружении, а затем в «горизонталь ном». В подобных исследованиях испытуемые, принявшие участие в эксперименте с одним значением независимой переменной, уже по сути «использованы» и полу ченный опыт не дает им возможности «начать сначала» с другим условием. На рис. 7.2 показан выполненный Блэкмором и Купером набросок устройства для создания «вертикального» окружения. Кот стоит на площадке из оргстекла, с которой видно, как полосы уходят вверх и вниз. Широкий воротник на шее жи-2 4 6 Глава 7. Экспериментальный план I: однофакторные планы вотного заставляет его зрительно фокусироваться на стенах камеры. В течение не скольких месяцев котов помещали в «вертикальный» или «горизонтальный» миры на 5 часов в день; остальное время они находились в темноте. Рис. 7 . 2 . Устройство для эксперимента Блэкмора и Купера (Blakemore & Cooper, 1970) В конце эксперимента Блэкмор и Купер исследовали поведение животных и измерили у них активность нейронов зрительной зоны коры головного мозга. В целом коты быстро оправились от депривации. «Через 10 часов пребывания в нормальных зрительных условиях они... смогли с легкостью прыгать со стула на пол» (Blackemore & Cooper, 1970, p. 477). Однако коты, выросшие в «вертикаль ном» окружении, не очень хорошо воспринимали явления, происходящие в гори зонтальной плоскости, а вертикальные стимулы вызывали проблемы у животных, привыкших к «горизонтальным» условиям: Разница стала особенно заметна, когда двух котят, из которых один имел «горизон тальный», а второй — «вертикальный» опыт, одновременно исследовали с помощью длинной белой или черной рейки. Если рейку держали вертикально и трясли из сто роны в сторону, один из котят подбегал и начинал играть с ней. Если рейку держали горизонтально, это привлекало другого котенка, а первый оставался безразличным. Blackmore & Cooper, 1970, p. 478 Очевидно, что опыт первых месяцев жизни сильно влияет на развитие мозга.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Независимые группы» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»