ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Искажение, вызываемое экспериментатором
Влияние искажения, вызываемого экспериментатором, на результаты исследо­
вания часто показывают на примере истории Умного Ганса (вставка 3.3). Дресси­
ровщик знал ответ на вопрос «Сколько будет 3 умножить на 3?» и, незаметно ки­
вая головой, подавал сигналы, понятные для «умной» лошади. При проверке ги­
потезы также действия экспериментатора могут подтолкнуть участников вести
себя так, чтобы подтвердить сделанные исследователем предположения. Хотя
стереотип ученого подразумевает абсолютную объективность, бесстрастность и
даже механистичность, мы знаем, что исследователи довольно эмоционально от­
носятся к своей работе. Легко представить, как желание подтвердить гипотезу,
которой строго придерживаются, может привести к тому, что поведение ученого
повлияет на результаты исследования.
Например, предубежденный экспериментатор может при разных условиях по-
разному воздействовать на испытуемых. Роберт Розенталь разработал процедуру,
демонстрирующую этот факт. Участникам нескольких из его исследований (на­
пример, Rosenthal & Fode, 1963а) показывали фотографии лиц и просили выска­
зать свое мнение по поводу изображенных людей. Например, испытуемых проси­
ли разложить фотографии в ряд по признаку преуспевания людей с использовани­
ем ранговой шкалы с делениями от -10 (неудачник) до +10 (весьма преуспевающий).
Все участники получали одни и те же фотографии и выполняли одинаковые зада­
ния. Независимой переменной было ожидание экспериментатора. Одним экспери­
ментаторам сказали, что большинство людей в случае сомнения решат дело в по-2 3 0 Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях
ложительную сторону и позитивно оценят изображенных людей, а другим совето­
вали ожидать негативных оценок. Любопытно, что ожидание экспериментатора
обычно влияло на то, как участники раскладывали фотографии, даже при условии,
что они были одинаковыми для обеих групп. В чем причина этого явления?
Согласно Розенталю (Rosenthal, 1966), экспериментаторы невольно и неявным
образом передавали свои ожидания. К примеру, пока испытуемый оценивал изобра­
жение, экспериментатор держал фотографию в руках. Если экспериментатор ожи­
дал «+8» а участник говорил «-9», то как первый мог отреагировать? Возможно,
слегка нахмуриться? Как мог участник ответить на то, что экспериментатор на­
хмурился? Может быть, попробовать в следующий раз сказать «+7» и посмотреть,
вызовет ли это улыбку или кивок экспериментатора? Возможно ли, что экспери­
ментатор в такой ситуации, сам того не осознавая, незаметно влиял на ответы ис­
пытуемых? Разве это не напоминает вам историю с Умным Гансом?
Розенталь смог даже показать, что ожидания экспериментаторов могут переда­
ваться объектам в исследованиях с животными. Например, крысы быстрее изучают
лабиринт, если экспериментатор думает, что они были специально выведены для
этого, чем если он считает их не способными к прохождению лабиринта (Rosenthal
& Fode, 1963b). Крысы, конечно, случайным образом разделены между эксперимен­
таторами и имеют одинаковые способности. Ситуация, возможно, объясняется тем,
что экспериментаторы, думая, что их крысы обладают великолепной способностью
проходить лабиринты, лучше с ними обращаются — например, больше гладят, что
влияет на обучение.
Следует отметить, что статистический аспект исследования Розенталя был под­
вергнут критике. Его работу также осуждали за то, что результаты интерпретиро­
вались как вызванные ожиданием, тогда как на них могли повлиять и другие фак­
торы. Например, Барбер (Barber, 1976) поднял вопрос о валидности некоторых
статистических выводов, сделанных в работе Розенталя. Согласно Барберу, по край­
ней мере в одном из исследований 3 из 20 экспериментаторов получили результа­
ты противоположные созданным у них ожиданиям. Розенталь не включил этих
экспериментаторов в анализ и получил существенные различия между результа­
тами остальных 17 человек. Однако при учете в ходе анализа всех 20 эксперимен­
таторов эти различия исчезли. Также Барбер указал, что в анализах исследований
с животными некоторые результаты объясняются тем, что экспериментаторы про­
сто подделывали данные (например, не записывали ошибки в прохождении лаби­
ринта). Другая проблема исследования Розенталя состоит в том, что его процеду­
ра не совпадает с той, что обычно используется в экспериментах, ведь большинство
экспериментаторов исследуют всех участников при всех экспериментальных усло­
виях, а не только выполнение задания при одном из условий. Таким образом, Ро­
зенталь мог переоценить степень возникшего искажения.
Несмотря на возникшие сомнения, нельзя исключить эффект ожидания со сто­
роны экспериментатора — исследование Розенталя было воспроизведено не толь­
ко им и его коллегами, но также и другими исследователями в различных услови­
ях (например, Word, Zanna & Cooper, 1974). Кроме того, экспериментатор может
влиять на результаты исследования не только своими определенными ожидания­
ми. Поведение участников может изменяться под влиянием расы или пола иссле-дователя, а также его манеры поведения, дружелюбности и общего отношения к
испытуемым (Adair, 1973). В качестве примера можно привести исследование,
проведенное Фрейсс и Деспрелс-Фрейсс (Fraysse and Desprels-Fraysse, 1990),
в ходе которого было обнаружено, что отношение экспериментатора может повли­
ять на выполнение дошкольниками заданий на классификацию. Под руководством
«заботливого» экспериментатора дети заметно лучше справлялись с заданием, чем
в случае с «безразличным» исследователем.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Искажение, вызываемое экспериментатором» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит виходу продукції рослинництва
Розряди іменників за значенням
Особливості вживання деяких відмінкових закінчень іменників
Розвиток пейджингового зв’язку
Формування і використання резерву для відшко-дування можливих втр...


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 572 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП