Статистика
Онлайн всього: 3 Гостей: 3 Користувачів: 0
|
|
Реферати статті публікації |
Пошук по сайту
Пошук по сайту
|
Уравнивание
Если в эксперименте принимает участие небольшое количество испытуемых, слу чайное распределение не всегда помогает создать эквивалентные группы. Приве дем пример, который покажет, как это может быть. Возьмем рассмотренное ранее исследование влияния скорости показа слов на их запоминание и допустим, что изученные вами данные получены при использовании случайного распределения, т. е. что в каждую группу попало по пять спокойных и три тревожных испытуе мых. Однако возможно, что в результате случайного распределения все шесть тре вожных участников окажутся в одной группе. Это маловероятно, но все же может произойти (так же как возможно, что обычная монета упадет решкой вверх 10 раз подряд). В таком случае результаты могут быть следующими 1 : 1 Такие же результаты могут быть получены, если экспериментатор не использует случайное рас пределение, а просто составляет из первых восьми человек группу, в которой слова демонстри руют по 2 секунды, а из вторых восьми группу, в которой их показывают по 4 секунды. Возможно, что более тревожные студенты не сразу захотят участвовать в исследовании, увеличив тем самым вероятность того, что они попадут во вторую группу. Проблема создания эквивалентных групп 2 1 1 Участник S1© S2© S3© S4© S5© S6(T) S7(T) S8(T) CA CO Показ пo 2 с 15 17 16 18 20 17 18 15 17,00 1,69 Участник S9© S10© S11© S12© S13© S14(T) S15(T) S16(T) CA CO Показ пo 4 с 23 20 16 14 16 16 14 17 17,00 3,07 Такие результаты, конечно, существенно отличаются от первого примера. Ис следователь не сможет отвергнуть нулевую гипотезу (17=17) и заключить, что за поминание улучшается при более низкой скорости показа слов (как в предыдущем примере). Он будет весьма удивлен происходящим, ведь участники были отобра ны случайным образом, а его прогноз о том, что запоминание улучшится при более низкой скорости показа, определенно имеет смысл. Так что же было неправильно? Произошло то, что случайное распределение «случайно» привело к созда нию двух неэквивалентных групп: одной, состоящей исключительно из спокойных людей, и второй, членами которой стали преимущественно тревожные люди. Воз можно, при показе слов по 4 секунды действительно улучшается запоминание, но в данном исследовании разница стерлась, так как среднее арифметическое для группы, в которой скорость показа составила 2 секунды, выросло, посколь ку оценки спокойных участников были относительно высоки, а его значение для группы, где скорость показа была 4 секунды, уменьшилось под влиянием тревож ности. Другими словами, неудавшаяся попытка создать эквивалентные группы с помощью случайного распределения привела к ошибке 2-го типа (в действи тельности скорость показа влияет на запоминание, но в данном исследовании не удалось это обнаружить). Еще раз отметим, что вероятность создания экви валентных групп с помощью случайного распределения возрастает с увеличе нием размера выборки. Решить проблему эквивалентных групп в подобной ситуации можно с помощью процедуры уравнивания. При уравнивании испытуемые группируются по прин ципу обладания какими-либо особенностями (например, в зависимости от уровня тревожности), а затем случайным образом распределяются по разным эксперимен тальным группам. В рассмотренном выше исследовании памяти «уровень тревожно сти» можно назвать переменной уравнивания. У участников эксперимента с помо щью надежного и валидного теста определят тревожность, имеющих сходные оцен ки людей объединят по парам, а затем одного из них случайным образом определят в группу со скоростью показа 2 секунды, а другого — в группу со скоростью показа 4 секунды. В табл. 6.2 показано, как проводить уравнивание для эксперимента с двумя группами. 2 1 2 Глава 6, Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях Таблица 6.2 Использование процедуры уравнивания Руководитель исследования с двумя группами, посвященного способности к решению за дач, хочет узнать, коррелируют ли академические навыки участников с решением задач, поставленных в ходе эксперимента, В эксперименте участвуют студенты колледжа, поэто му исследователь решил уравнять две группы по среднему показателю успеваемости (СПУ). Для создания групп, эквивалентных по академическим способностям участников, которые отражены средним значением СПУ, необходимо выполнить следующие действия: Шаг 1. Найдите значение переменной уравнивания для каждого испытуемого. В данном случае это сделать несложно, следует лишь получить данные о СПУ из деканата (с разрешения студентов, конечно). В других случаях для нахождения значения переменной уравнивания необходимо провести предварительное исследование участников, а это может потребовать дополнительного посещения испытуемыми лаборатории, что не всегда удобно (в этом заключается еще одна причина того, что исследователи любят использовать случайное распределение). Предположим, в эксперименте приняло участие 10 добровольцев (S), по 5 в каждой группе. Ниже приведены их СПУ: Шаг 2. Расположите СПУ в порядке возрастания: Шаг 3. Разбейте все оценки на 5 пар, в каждую из которых включите соседние СПУ. Шаг 4. Участников из каждой пары случайным образом распределите по группам: одно го в группу 1, а второго в группу 2. Ниже показано одно из возможных распреде лений: Группа 1 Группа 2 2,05 2,21 2,62 2,45 2,91 2,71 3,12 3,24 Проблема создания эквивалентных групп 2 1 3 Окончание табл. 6.2 3,85 3,91 Среднее арифметическое СПУ 2,91 2,90 Далее можно продолжить исследование с определенной уверенностью, что две группы эк вивалентны друг другу по академическим способностям участников (2,91 — это практиче ски то же, что и 2,90). Примечание. Если исследуется более двух групп, процедура уравнивания остается без изме нений до (включительно) шага 2. На шаге 3 вместо разбиения всех оценок по парам иссле дователь создает подгруппы, равные по количеству участников количеству эксперименталь ных групп. Далее, на шаге 4 участники каждой подгруппы случайным образом распределе- яются по группам. Уравнивание нередко используется при небольшом количестве (N) участников, поскольку случайное распределение в таком случае ненадежно и может привести к созданию неэквивалентных групп. Однако для проведения уравнивания необходимо выполнение двух важных условий. Во-первых, вы должны быть уверены, что влияние переменной уравнивания на результаты эксперимента будут предсказуемым. Это оз начает, что переменная уравнивания должна коррелировать с зависимой переменной. Именно так обстояло дело в нашем гипотетическом исследовании памяти — тревож ность несомненно снижала запоминание. При высокой корреляции переменной урав нивания и зависимой переменной статистические методы оценки планов позволяют выявить различия между группами. Если уравнивание проводится при низкой корре ляции, вероятность обнаружить эти различия снижается. Это говорит о том, что необ ходимо быть очень внимательным при выборе переменной уравнивания. Второе важное условие уравнивания заключается в том, что должен существо вать адекватный способ измерения или определения значения переменной урав нивания для каждого участника. В некоторых исследованиях испытуемых предва рительно тестируют для выявления значений переменной уравнивания, распреде ляют по группам, а затем проводят эксперимент. В зависимости от обстоятельств участникам может потребоваться два раза прийти в лабораторию, из-за чего могут возникнуть организационные проблемы. Предварительное тестирование может также создать у участников предварительное представление о целях исследования, что привдет к искажению. Проще всего провести уравнивание, если переменная уравнивания представляет собой конструкт, который можно определить без непо средственного исследования участников (например, значение среднего показате ля успеваемости можно узнать из записей деканата), или если уравнивание про водится по независимой переменной. В исследовании памяти, к примеру, можно предварительно проверить память участников, далее уравнять их по результатам выполнения теста и распределить на две группы — с 2-секундной демонстрацией слов и 4-секундной. Таким образом их естественная способность к запоминанию будет находиться под контролем и различия в выполнении заданий будут связаны со скоростью демонстрации слов. В главе 4 при обсуждении расслоенной выборки я отметил, что исследователи, использующие эту процедуру, сталкиваются с вопросом, сколько «слоев» необхо-2 1 4 Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях димо учитывать. Уравнивание ставит исследователя перед похожим вопросом. Нуж но ли уравнивать группы по уровню тревожности в описанном выше исследовании памяти? А по уровню интеллекта? Или по уровню образования? Очевидно, что необходимо решить, какой показатель использовать, так как уравнивание трудно осуществить при наличии более одной переменной уравнивания. Из-за того что уравнивание становится невозможным, иногда приходится исключать некоторых испытуемых. Наличие проблемы выбора и измерения значений переменной урав нивания является одной из причин, по которой психологи зачастую предпочита ют затратить силы на подбор достаточного количества добровольцев и провести случайное распределение, даже если они подозревают, что определенная внешняя переменная коррелирует с зависимой. Например, при исследовании памяти уче ные редко задумываются об уровне тревожности, интеллекта или образования — они лишь набирают достаточно большие группы и допускают, что с помощью слу чайного распределения потенциальные осложнители будут равномерно распреде лены по экспериментальным ситуациям. Ви переглядаєте статтю (реферат): «Уравнивание» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»
|
Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
|
Переглядів: 661
| Рейтинг: 0.0/0 |
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|