ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Уравнивание
Если в эксперименте принимает участие небольшое количество испытуемых, слу­
чайное распределение не всегда помогает создать эквивалентные группы. Приве­
дем пример, который покажет, как это может быть. Возьмем рассмотренное ранее
исследование влияния скорости показа слов на их запоминание и допустим, что
изученные вами данные получены при использовании случайного распределения,
т. е. что в каждую группу попало по пять спокойных и три тревожных испытуе­
мых. Однако возможно, что в результате случайного распределения все шесть тре­
вожных участников окажутся в одной группе. Это маловероятно, но все же может
произойти (так же как возможно, что обычная монета упадет решкой вверх 10 раз
подряд). В таком случае результаты могут быть следующими 1 :
1 Такие же результаты могут быть получены, если экспериментатор не использует случайное рас­
пределение, а просто составляет из первых восьми человек группу, в которой слова демонстри­
руют по 2 секунды, а из вторых восьми группу, в которой их показывают по 4 секунды. Возможно,
что более тревожные студенты не сразу захотят участвовать в исследовании, увеличив тем самым
вероятность того, что они попадут во вторую группу. Проблема создания эквивалентных групп 2 1 1
Участник
S1©
S2©
S3©
S4©
S5©
S6(T)
S7(T)
S8(T)
CA
CO
Показ пo 2 с
15
17
16
18
20
17
18
15
17,00
1,69
Участник
S9©
S10©
S11©
S12©
S13©
S14(T)
S15(T)
S16(T)
CA
CO
Показ пo 4 с
23
20
16
14
16
16
14
17
17,00
3,07
Такие результаты, конечно, существенно отличаются от первого примера. Ис­
следователь не сможет отвергнуть нулевую гипотезу (17=17) и заключить, что за­
поминание улучшается при более низкой скорости показа слов (как в предыдущем
примере). Он будет весьма удивлен происходящим, ведь участники были отобра­
ны случайным образом, а его прогноз о том, что запоминание улучшится при более
низкой скорости показа, определенно имеет смысл. Так что же было неправильно?
Произошло то, что случайное распределение «случайно» привело к созда­
нию двух неэквивалентных групп: одной, состоящей исключительно из спокойных
людей, и второй, членами которой стали преимущественно тревожные люди. Воз­
можно, при показе слов по 4 секунды действительно улучшается запоминание,
но в данном исследовании разница стерлась, так как среднее арифметическое
для группы, в которой скорость показа составила 2 секунды, выросло, посколь­
ку оценки спокойных участников были относительно высоки, а его значение для
группы, где скорость показа была 4 секунды, уменьшилось под влиянием тревож­
ности. Другими словами, неудавшаяся попытка создать эквивалентные группы
с помощью случайного распределения привела к ошибке 2-го типа (в действи­
тельности скорость показа влияет на запоминание, но в данном исследовании
не удалось это обнаружить). Еще раз отметим, что вероятность создания экви­
валентных групп с помощью случайного распределения возрастает с увеличе­
нием размера выборки.
Решить проблему эквивалентных групп в подобной ситуации можно с помощью
процедуры уравнивания. При уравнивании испытуемые группируются по прин­
ципу обладания какими-либо особенностями (например, в зависимости от уровня
тревожности), а затем случайным образом распределяются по разным эксперимен­
тальным группам. В рассмотренном выше исследовании памяти «уровень тревожно­
сти» можно назвать переменной уравнивания. У участников эксперимента с помо­
щью надежного и валидного теста определят тревожность, имеющих сходные оцен­
ки людей объединят по парам, а затем одного из них случайным образом определят
в группу со скоростью показа 2 секунды, а другого — в группу со скоростью показа
4 секунды. В табл. 6.2 показано, как проводить уравнивание для эксперимента
с двумя группами. 2 1 2 Глава 6, Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях
Таблица 6.2
Использование процедуры уравнивания
Руководитель исследования с двумя группами, посвященного способности к решению за­
дач, хочет узнать, коррелируют ли академические навыки участников с решением задач,
поставленных в ходе эксперимента, В эксперименте участвуют студенты колледжа, поэто­
му исследователь решил уравнять две группы по среднему показателю успеваемости (СПУ).
Для создания групп, эквивалентных по академическим способностям участников, которые
отражены средним значением СПУ, необходимо выполнить следующие действия:
Шаг 1. Найдите значение переменной уравнивания для каждого испытуемого. В данном
случае это сделать несложно, следует лишь получить данные о СПУ из деканата
(с разрешения студентов, конечно). В других случаях для нахождения значения
переменной уравнивания необходимо провести предварительное исследование
участников, а это может потребовать дополнительного посещения испытуемыми
лаборатории, что не всегда удобно (в этом заключается еще одна причина того,
что исследователи любят использовать случайное распределение). Предположим,
в эксперименте приняло участие 10 добровольцев (S), по 5 в каждой группе. Ниже
приведены их СПУ:
Шаг 2. Расположите СПУ в порядке возрастания:
Шаг 3. Разбейте все оценки на 5 пар, в каждую из которых включите соседние СПУ.
Шаг 4. Участников из каждой пары случайным образом распределите по группам: одно­
го в группу 1, а второго в группу 2. Ниже показано одно из возможных распреде­
лений:
Группа 1 Группа 2
2,05 2,21
2,62 2,45
2,91 2,71
3,12 3,24 Проблема создания эквивалентных групп 2 1 3
Окончание табл. 6.2
3,85 3,91
Среднее
арифметическое СПУ 2,91 2,90
Далее можно продолжить исследование с определенной уверенностью, что две группы эк­
вивалентны друг другу по академическим способностям участников (2,91 — это практиче­
ски то же, что и 2,90).
Примечание. Если исследуется более двух групп, процедура уравнивания остается без изме­
нений до (включительно) шага 2. На шаге 3 вместо разбиения всех оценок по парам иссле­
дователь создает подгруппы, равные по количеству участников количеству эксперименталь­
ных групп. Далее, на шаге 4 участники каждой подгруппы случайным образом распределе-
яются по группам.
Уравнивание нередко используется при небольшом количестве (N) участников,
поскольку случайное распределение в таком случае ненадежно и может привести к
созданию неэквивалентных групп. Однако для проведения уравнивания необходимо
выполнение двух важных условий. Во-первых, вы должны быть уверены, что влияние
переменной уравнивания на результаты эксперимента будут предсказуемым. Это оз­
начает, что переменная уравнивания должна коррелировать с зависимой переменной.
Именно так обстояло дело в нашем гипотетическом исследовании памяти — тревож­
ность несомненно снижала запоминание. При высокой корреляции переменной урав­
нивания и зависимой переменной статистические методы оценки планов позволяют
выявить различия между группами. Если уравнивание проводится при низкой корре­
ляции, вероятность обнаружить эти различия снижается. Это говорит о том, что необ­
ходимо быть очень внимательным при выборе переменной уравнивания.
Второе важное условие уравнивания заключается в том, что должен существо­
вать адекватный способ измерения или определения значения переменной урав­
нивания для каждого участника. В некоторых исследованиях испытуемых предва­
рительно тестируют для выявления значений переменной уравнивания, распреде­
ляют по группам, а затем проводят эксперимент. В зависимости от обстоятельств
участникам может потребоваться два раза прийти в лабораторию, из-за чего могут
возникнуть организационные проблемы. Предварительное тестирование может
также создать у участников предварительное представление о целях исследования,
что привдет к искажению. Проще всего провести уравнивание, если переменная
уравнивания представляет собой конструкт, который можно определить без непо­
средственного исследования участников (например, значение среднего показате­
ля успеваемости можно узнать из записей деканата), или если уравнивание про­
водится по независимой переменной. В исследовании памяти, к примеру, можно
предварительно проверить память участников, далее уравнять их по результатам
выполнения теста и распределить на две группы — с 2-секундной демонстрацией
слов и 4-секундной. Таким образом их естественная способность к запоминанию
будет находиться под контролем и различия в выполнении заданий будут связаны
со скоростью демонстрации слов.
В главе 4 при обсуждении расслоенной выборки я отметил, что исследователи,
использующие эту процедуру, сталкиваются с вопросом, сколько «слоев» необхо-2 1 4 Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях
димо учитывать. Уравнивание ставит исследователя перед похожим вопросом. Нуж­
но ли уравнивать группы по уровню тревожности в описанном выше исследовании
памяти? А по уровню интеллекта? Или по уровню образования? Очевидно, что
необходимо решить, какой показатель использовать, так как уравнивание трудно
осуществить при наличии более одной переменной уравнивания. Из-за того что
уравнивание становится невозможным, иногда приходится исключать некоторых
испытуемых. Наличие проблемы выбора и измерения значений переменной урав­
нивания является одной из причин, по которой психологи зачастую предпочита­
ют затратить силы на подбор достаточного количества добровольцев и провести
случайное распределение, даже если они подозревают, что определенная внешняя
переменная коррелирует с зависимой. Например, при исследовании памяти уче­
ные редко задумываются об уровне тревожности, интеллекта или образования —
они лишь набирают достаточно большие группы и допускают, что с помощью слу­
чайного распределения потенциальные осложнители будут равномерно распреде­
лены по экспериментальным ситуациям.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Уравнивание» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Суть проблемних позичок та причини їх виникнення
ВИКОНАННЯ БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНИХ РОБІТ
Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни
Отдача огнестрельного оружия
ТЕНДЕРНІ УГОДИ


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 661 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП