В каждом из перечисленных ниже исследований выявите независимую (независи мые) переменную (переменнее), значения независимой (независимых) перемен ной (переменных) и зависимую (зависимые) переменную (переменные). Опреде лите, являются ли независимые переменные управляемыми или неуправляемыми. Укажите, какая шкала использовалась для измерения зависимых переменных. 1. В исследовании когнитивных карт сравнивалась способность первокурсни ков и студентов старших курсов точно указывать местоположение зданий кампуса. Некоторые здания располагаются в центре кампуса поблизости от дорог, по которым часто ходят студенты, а другие — на периферии студен ческого городка. Участников исследования попросили оценить (по шкале от 1 до 10) степень уверенности в том, что они правильно указали направление, и записать количество ошибок (в процентах). 2 0 2 Глава 5. Введение в экспериментальные исследования 2. В исследовании эффективности нового лекарства для лечения депрессии одни участники принимали его, а другие думали, что принимают. Третья группа участников не подвергалась экспериментальному воздействию. По окончании программы участники заполнили Опросник депрессии Бека, а затем опытные наблюдатели оценили (по 10-балльной шкале) уровень их депрессии. 3. В исследовании обусловливания, проведенном И. П. Павловым, у голодных животных вырабатывался условный рефлекс слюноотделения при ЗВУКОВОМ сигнале, связанном с получением пищи. Одним животным, прежде чем вы дать еду, предъявляли сигнал, а затем снова выключали его. На других жи вотных воздействовали сигналом до самого кормления. Третья группа жи вотных получала еду до включения сигнала. Экспериментаторы отмечали начало саливации и ее объем для определенного промежутка времени. 4. В исследовании по психолингвистике развития двух-, трех- и четырехлет ним детям показывали кукол и просили разыгрывать отдельные сценки, что бы определить, способны ли они использовать определенные грамматиче ские правила. В одних случаях детей просили разыгрывать сценки, исполь зуя активный залог (Эрни побил Берта), а в других — используя пассивный залог (Эрни был побит Бертом). Оценивалось, правильно ли дети разыгры вают сценки (две оценки) и как быстро они приступают к игре. 5. В исследовании способностей к запоминанию лабиринта одни крысы на про тяжении 30 попыток получали корм после прохождения лабиринта, другие корма не получали, третьих не кормили на протяжении первых 15 попыток, но кормили в конце следующих 15 раз, а последнюю группу крыс кормили пер вые 15 раз и не кормили вторые 15 попыток. Исследователь отмечал все сде ланные ошибки (неправильные повороты) и время прохождения лабиринта. 6. В исследовании, посвященном готовности к оказанию помощи, к посетите лям торгового центра подходит либо хорошо одетый студент, либо неряш ливый и спрашивает, где находится туалет или ближайший магазин Kmart. Расположившийся неподалеку экспериментатор отмечает, была ли оказана помощь.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Выявление переменных» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»