Тестирование рассматривается как угроза внутренней валидности, когда сам факт проведения предварительного тестирования влияет на послеэкспериментальные оценки. Если проводится многократное тестирование, то может появиться эффект 1 Обратите внимание на использование выражения «может оказать», а не «оказывает», так как возмож но, что оценки контрольной группы изменились с 90 до 80 под влиянием одного из факторов, угрожа ющих внутренней валидности. Если эти факторы будут исключены, регрессия станет определенной. 1 9 4 Глава 5. Введение в экспериментальные исследования привыкания, а кроме того, некоторые аспекты доэкспериментального тестирова ния могут сделать участников более восприимчивыми к определенным особенно стям программы. Например, если объектом эксперимента является компьютери зированный курс по общей психологии, который каждый может изучать с необхо димой ему скоростью, то в ходе предварительного тестирования могут проверяться знания по данному предмету и участники могут обратить внимание на вопросы, о которых они ничего не знают, а в дальнейшем в ходе обучения уделять им больше внимания и в результате лучше справиться с заключительной проверкой. Инструментарий становится проблемой, если между предварительной и заклю чительной проверкой измерительные инструменты как-либо изменяются. В упо мянутом курсе для самостоятельного изучения по общей психологии предваритель ные и заключительные тесты состоят из разных заданий с одинаковым уровнем сложности. Если, к примеру, заключительный тест будет легче, то его результаты покажут увеличение знаний, не соответствующее действительности. Иногда инст рументарий вызывает проблемы, если измерение включает наблюдение. Наблюда тели лучше справятся с работой, попрактиковавшись в ней, а это означает, что ин струмент при заключительном тестировании будет отличаться от используемого при предварительном тестировании (в данном случае он будет более точным). Так же как и проблемы, вызванные историей, взрослением и регрессией, свя занные с инструментарием осложнения можно устранить с помощью контрольной группы. Единственным исключением является случай предварительной сенсиби лизации, когда экспериментальная группа в ходе заключительного тестирования имеет некоторое преимущество перед контрольной группой, так как полученная при предварительном тестировании информация поможет им в ходе эксперимен та сконцентрироваться на пробелах в своих знаниях, тогда как члены контрольной группы не будут иметь такой возможности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тестирование и инструментарий» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»