Иногда между предварительным и заключительным тестированием вклинивается некоторое событие, не связанное с экспериментальным воздействием, но вызыва ющее большие изменения. В таком случае угрозой для внутренней валидности исследования является история. Предположим, к примеру, что в колледже из пре дыдущего примера решили, что система оценок мешает обучению и что знания по всем предметам впредь должны оцениваться по принципу сдал/не сдал. Допустим, что такое решение было принято после проведения предварительного тестирова ния тревожности в середине экспериментальной программы по ее снижению. За ключительное тестирование может показать значительное снижение тревожности, но очень вероятно, что такой результат будет вызван изменением системы оценок, а не самой программой. Разве вы не станете меньше волноваться по поводу данного курса об исследовательских методах, если оценка не будет иметь никакого значения? Кроме того, в программе по снижению экзаменационной тревоги студенты-пер вокурсники принимают участие в самом начале своей учебной деятельности, поэто-1 9 2 Глава 5. Введение в экспериментальные исследования му изменение оценок предварительного и заключительного тестирования может быть связано со взрослением студентов по мере привыкания к жизни колледжа. Как вы, вероятно, помните, первый семестр в колледже — это время значительных изме нений в жизни студентов. Если исследование занимает продолжительный период, то взросление студентов обязательно скажется на его результатах. Обратите внимание, что если будет использоваться контрольная группа, то экс периментатор сможет учесть влияние и истории, и взросления. Если будут полу чены приведенные ниже результаты, то это влияние можно будет исключить, а программу снижения экзаменационной тревожности считать эффективной: Экспериментальная группа: Контрольная группа: предварительное тестирование 90 предварительное тестирование 90 экспериментальное воздействие заключительное тестирование 70 заключительное тестирование 90 С другой стороны, если оценки контрольной группы при заключительном те стировании также снижаются до 70, и история, и взросление, а также оба фактора одновременно могут являться объяснением изменений оценок экспериментальной группы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «История и взросление» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»