В этом эксперименте использовались несколько различных способов измерения агрессив ности. Агрессивные реакции классифицировались как подражательные, частично подража тельные или неподражательные в зависимости от того, насколько близки они были к соответ ствующей модели поведения. Например, в операциональное определение подражательного агрессивного поведения входили удары куклы деревянным молотком, удары кулаком в нос и всевозможные пинки, частично подражательного - удары молотком по другим предметам и сидение на кукле без нанесения ей ударов, а неподражательная агрессия включала стрельбу дротиками из ружья в другие мишени, кроме куклы бобо, а также агрессивные действия, направленные против других объектов в комнате. Если кратко сформулировать результаты, то дети в группах 1, 2 и 3 показали значительно более высокую степень агрессии, чем дети в контрольной группе, но при этом степень агрес сии была одинаковой при различных моделях поведения. Кроме того, мальчики при любых условиях вели себя более агрессивно, чем девочки. Также некоторые связанные с полом раз личия наблюдались в особенностях проявления агрессии: девочки «охотнее сидели на кукле бобо, но (в противоположность мальчикам) воздерживались от нанесения ударов» (Bandura et al., 1963, p. 9). Рисунок 5.1 обобщает результаты исследования. Рис. 5 . 1 . Данные исследования с куклами бобо, проведенного Бандурой, Россом и Россом в 1963 г. для изучения влияния подражания на агрессию
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Измерение зависимых переменных» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»