ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Контроль за внешними переменными
Вторая особенность экспериментального метода состоит в том, что исследователь
пытается контролировать так называемые внешние переменные. Они представля­
ют собой неуправляемые факторы, сами по себе не интересующие исследователя,
но способные повлиять на изучаемое поведение. Если их поддерживают постоян­
ными, они не представляют опасности для исследования, но при отсутствии адек­
ватного контроля над ними могут определенным образом воздействовать на иссле­
дуемое поведение. Такое явление называется осложнением. Осложнитель — это
любая неуправляемая внешняя переменная, которая «ковариирует» с независимой
переменной и может повлиять на интерпретацию результатов. Осложняющие пе­
ременные сами по себе изменяют то, что изменяют независимые переменные (т. е.
эти переменные «ковариируют»), и поэтому их воздействие невозможно разли­
чить. Таким образом, если в исследовании имеется осложнитель, результаты тако­
го исследования могут быть вызваны как осложняющей переменной, так и незави­
симой, а также их комбинацией. Узнать при этом, чем в действительности вызыва­
ются результаты, не представляется возможным.
Чтобы проиллюстрировать действие простого осложнителя, рассмотрим один
эксперимент. Исследователь поставил перед собой задачу доказать, что студенты,
пытающиеся сразу изучить большое количество материала, не имеют таких хоро­
ших результатов, как те, кто разделяет учебу на несколько частей. Другими слова­
ми, быстрое зазубривание предполагается менее эффективным, чем равномерно
распределенное изучение материала. Выбираются три группы студентов и каждой
их них дается задание: выучить пять глав учебника по общей психологии. Первой
группе дают на изучение материала три часа в понедельник, второй — три часа в
понедельник и три часа во вторник, а третьей — по три часа в понедельник, втор­
ник и среду. В пятницу проверяется знание материала участниками всех трех групп
(план эксперимента см. в табл. 5.1). Результаты показывают, что участники груп­
пы 3 получили самые высокие оценки, более низкие оценки получили участники
группы 2, а группа 1 практически не справилась с заданием. Исследователь заклю­
чает, что распределенные занятия более эффективны, чем массированные. Соглас­
ны ли вы с таким выводом?
Таблица 5.1
Осложнения в гипотетическом эксперименте по распределению нагрузки
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Понедельник
3
3
3
Вторник

3
3
Среда

-
3
Четверг
-
-
-
Пятница
Экзамен
Экзамен
Экзамен
Примечание. Число 3 в каждой клетке равняется количеству часов, использованных для
изучения пяти глав учебника по общей психологии.
Скорее всего, вы не согласитесь с выводом экспериментатора, поскольку в этом
исследовании можно легко обнаружить по крайней мере два осложнителя. Распре­
деление занятий у участников действительно различается (1, 2 и 3 дня), но также 1 7 6 Глава 5. Введение в экспериментальные исследования
различается и общее время занятий (3,6 и 9 часов). Это прекрасный пример ослож-
нителя, так как невозможно определить, вызваны ли результаты одним фактором
(распределение нагрузки) или другим (общее время занятий), ведь два этих фак­
тора отлично ковариируют. Для описания этой ситуации можно сказать, что «рас­
пределение нагрузки осложнено общим временем обучения». Второй осложнитель
не так очевиден, но вызывает не меньше проблем. Речь идет о времени, проходя­
щем до проверки результата. Проверка всех групп проводится в пятницу, но вре­
мя, прошедшее с момента изучения материала, у каждой группы разное. Возмож­
но, группа 3 лучше всего справилась с заданием потому, что ее участники изучали
материал позднее и меньше успели забыть. Таким образом, в этом эксперименте
фактор распределения нагрузки осложнен одновременно общим временем обуче­
ния и временем, прошедшим до проверки. Каждый осложнитель сам по себе мо­
жет повлиять на результаты, но также они могут воздействовать совместно и из­
менить общую картину каким-то особым образом.
Взгляните на табл. 5.2. С ее помощью можно легко выявить осложнители. В пер­
вом столбце приведены значения независимой переменной, а в последнем — резуль­
таты проверки. В двух средних столбцах даны внешние переменные — их необхо­
димо поддерживать постоянными, используя соответствующие стратегии (см.
следующую главу). Если они не остаются постоянными (как в данном случае),
то возникает осложнение. Очевидно, что результаты можно объяснить различия­
ми в любом из первых трех столбцов, как взятых по отдельности, так и в различ­
ных комбинациях. Чтобы исправить ситуацию с осложнителями в данном приме­
ре, необходимо добиться, чтобы значения в двух средних столбцах не изменялись.
Таблица 5.2
Обнаружение осложнителей
Значения НП —
Распределение
нагрузки, дни
1
2
3
ВШ Время занятий,
часы
3
6
9
ВП 2 Время до проверки,
дни
3
2
1
ЗП Результат
проверочного
теста
Низкий
Средний
Высокий
НП — Независимая переменная.
ВП — Внешняя переменная.
ЗП — Зависимая переменная.
При работе над упражнениями в конце главы вам придется находить ослож­
нители. Представление условия в виде таблицы, подобной табл. 5.2, облегчит вам
выполнение задания. Попробуйте усовершенствовать эксперимент с распределе­
нием нагрузки. Как отделить осложнители от внешних переменных?
Научиться помнить о возможности осложняющих факторов и разрабатывать
механизмы контроля за ними — значит сформировать один из наиболее сложных
навыков, необходимых для научного мышления. Далеко не все осложнители так
очевидны, как в примере с массированной/распределенной нагрузкой. В осталь­
ных главах мы будем часто встречаться с этой проблемой и кратко рассмотрим ее
при обсуждении так называемой внутренней валидности исследования.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контроль за внешними переменными» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит вибуття тварин
Визначення життєвого циклу проекту
Аудит витрат на оплату праці. Мета і завдання аудиту
РЕГІОНАЛЬНІ МІЖНАРОДНІ КРЕДИТНО-ФІНАНСОВІ ІНСТИТУЦІЇ
Кредитування експортно-імпортних операцій


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 602 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП