Как и большинству людей, исследователям необходимо, чтобы их любили и ими восхищались окружающие. Добиться этого можно, получив интересные результа ты исследования, которые можно применить не только к данным, собранным в ходе экспериментов. Это означает, что хотя в исследовании рассматривается лишь не большая выборка данных, которые возможно собрать, исследователи надеются, что сделанные ими выводы можно будет применить к более широкой популяции. Ведь задача исследовательской работы в целом и заключается в открытии общих зако нов поведения. Чтобы проиллюстрировать применение статистики вывода, рассмотрим гипоте тическое исследование, в котором сравнивается поведение в лабиринте двух групп крыс: одних кормят сразу после прохождения лабиринта, а других через 10 секунд. Эмпирический вопрос: способствует ли немедленное подкрепление запоминанию лабиринта? Предположим, что при исследовании 10 крыс (по 5 в каждой группе) получены следующие результаты. Каждая оценка означает количество попыток, потребовавшихся для запоминания лабиринта. Запоминание операционально оп ределено как безошибочное прохождение лабиринта. № крысы 1 2 3 4 5 Немедленное кормление 12 13 16 11 14 № крысы 6 7 8 9 10 Задержанное кормление 19 20 16 18 15 Обратите внимание, что оценки в каждой колонке не совсем одинаковы — это результат небольших различий между пятью крысами из каждой группы и, воз можно, других случайных факторов. Однако, несмотря на отсутствие полного сход ства, видно, что получавшие немедленное подкрепление крысы запомнили лаби ринт быстрее (т. е. за меньшее количество попыток). Но общего впечатления от чисел недостаточно. Первый шаг анализа — вычисле ние таких величин описательной статистики, как среднее арифметическое и стандарт ное отклонение: Среднее арифметическое Стандартное отклонение Немедленное подкрепление 13,2 1,9 Отсроченное подкрепление 17,6 2,1 В среднем, по крайней мере в этом примере, на запоминание лабиринта требу ется больше попыток, если пищевое вознаграждение задерживается. Так же как показывает стандартное отклонение, изменчивость оценок в каждом наборе до вольно низкая и практически одинакова для обеих групп. Можем ли мы заключить, что немедленное подкрепление в целом ускоряет запоминание лабиринта? Пока нет. Необходим заключительный анализ данных, в данном случае включающий проверку гипотезы 1 .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Статистика вывода» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»