В последние годы часто шли дискуссии по поводу мошенничества в науке, но осо бенно пылкие дебаты вызвал вопрос, является ли оно просто случайным «гнилым яблоком» или «верхушкой айсберга», основание которого не предвещает ничего хорошего. Ясно, что ученые вообще и психологи-исследователи в частности долж ны быть кристально честными в своей научной деятельности. Принцип Б общего кодекса 1992 г. недвусмысленно указывает, что психологи «должны проявлять че стность в науке, преподавании и психологической практике» (АРА, 1992). Более того, несколько особых стандартов кодекса 1992 г. прямо касаются мошенничества в исследованиях. Данный раздел посвящен следующим вопросам: что такое науч ное мошенничество? Насколько оно распространено? Почему оно возникает? Толковый словарь «American Heritage Dictionary» (1971) определяет мошенни чество как «преднамеренный обман, практикуемый с целью получения незаслу женной или незаконной выгоды» (р. 523). В науке распространены два основных вида мошенничества: 1) плагиат — преднамеренное присваивание чужих идей и выдача их за собственные и 2) фальсификация данных. В кодексе 1992 г. плагиат специально осуждается стандартом 6.22, а фальсификация данных — стандартом 6.21 (табл. 2.4). Проблема плагиата свойственна всем областям человеческой деятель ности, а фальсификация данных встречается только в науке, поэтому следующий раздел будет посвящен именно этому вопросу. Таблица 2.4 Фальсификация данных и плагиат: стандарты АРА Стандарт 6.21. Отчет о результатах а) Психологи не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты исследований в своих публикациях. б) Если психологи обнаружат важные ошибки в опубликованных ими данных, они стараются исправить эти ошибки путем коррекции, опровержения, исправления опечаток или другими подходящими средствами. Стандарт 6.22. Плагиат Психологи не выдают значительные части чужих работ за свои собственные, даже при наличии ссылок на эти работы или источники данных. Источник: АРА (1992). 82 Глава 2. Этика психологических исследований
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Научное мошенничество» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»