Если вы попросите студентов назвать имя известного психолога, кроме Фрейда, многие из них назовут Б. Ф. Скиннера (рис. 1.4) — возможно, самого известного психолога. Его работа по исследованию оперантного обусловливания положила начало целому направлению в экспериментальной психологии — «эксперимен тальному анализу поведения». Основные идеи этого направления рассматрива ются в главе 11. Трехтомная автобиография Скиннера освещает удивительные этапы его жиз ни и работы. Приведенная далее цитата демонстрирует его почти детскую заворо женность открытиями в области изучения поведения. Это было написано Скинне- ром, после того как он получил докторскую степень в Гарварде и грант от Националь ного исследовательского совета и остался работать в этом университете в качестве исследователя. В начале 1932 г. он изучал обусловливание и экспериментальное торможение реакций. Скиннер писал: Первую кривую торможения я получил случайно. В эксперименте крыса нажимала рычаг, чтобы получить пищу, но в какой-то момент аппарат, выдающий кусочки еды, сломался. Меня не было в это время, и когда я вернулся, то обнаружил замечатель ную кривую. Крыса продолжала нажимать на рычаг, даже не получая за это пищу... Изменение поведения было более упорядоченным, чем угасание слюнного рефлекса в исследованиях Павлова, и я был ужасно взволнован. Был вечер пятницы, и в лабо ратории не было никого, кому я мог бы рассказать о результатах. Все выходные я переходил улицы особенно осторожно, чтобы уберечь мое открытие и не дать ему исчезнуть в результате моей внезапной смерти. Skinner, 1979, р. 95; курсив мой. — Дж. Г. Рис. 1.4. Молодой аспирант Б. Ф. Скиннер в Гарварде, ок. 1930 г. Обратите внимание, что Скиннер и Гибсон оба используют слово «замечатель ный». В эксперименте Гибсон с визуальными пропастями «все работало замеча тельно», а Скиннер обнаружил «замечательную кривую». Речь отражает силу эмо ций, которые нередко испытывают ученые-исследователи во время работы. Скиннер был по-хорошему скептически настроен по отношению к тем, кто опи сывает научные методы как некий набор необходимых действий (в том числе по отношению к большинству авторов книг по методике исследований). В статье, посвященной изобретению прибора, названного его именем (проблемный ящик Скиннера), он перечислил неформальные «правила» научного проведения экспе римента (Skinner, 1956). В одном из них отразились любопытство и страсть этого человека с сильнейшим научным мышлением: «Если вы обнаружили нечто захва тывающее, отбросьте все остальное и изучайте именно это» (р. 223). Вы изучите методы и техники экспериментальной психологии и узнаете о дру гих ученых, влюбленных в свою работу. Я очень надеюсь, что, дочитав книгу, вы почувствуете страсть к исследованиям и захотите внести свой вклад в развитие знаний о причинах человеческого поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы вы за бросили все остальные занятия, но надеюсь, что вы найдете психологические ис следования настолько увлекательными, что захотите «отбросить все остальное и изучать именно это».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Б.Ф. Скиннер» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»