ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія материнства

Проблема психологической помощи в материнстве и существующие формы психологической помощи
Экспериментальные исследования разных этапов развития материнской сферы на разных группах испытуемых (беременные, матери с детьми, лонгитюдное исследование женщин с начала беременности до второго полугодия жизни ребенка, матери с детьми и отказницы, дети разного возраста) показало, что динамика изменения основных показателей содержания материнской сферы в беременности зависит от наличного типа и динамики интерференции ценностей «ребенок-внедряюшиеся» (Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман, И.Ю. Хамитова). Сам тип интерференции и начальная ценность ребенка, имеющиеся у матери к началу пятого этапа, формируются в онтогенезе на всех предыдущих этапах развития. Связь этих содержаний с личностными особенностями матери и содержанием ее социально-комфортной сферы обуславливает ситуативное развитие ценности ребенка в конкретных условиях пятого этапа.
Изучение динамики пятого этапа развития материнской сферы и реконструкция предыдущих этапов показали, что каждый раз динамика типа интерференции ценностей «ребенок-внедряющиеся» будет зависеть от конкретного содержания, развития и реализации всех компонентов материнской сферы и не может быть сведена к жесткой формализации. Таким образом, предложенный подход позволяет диагносцировать именно индивидуальное развитие и обеспечивает необходимый индивидуальный подход для психологического вмешательства.
На основе изучения онтогенеза и динамики преобразования всех компонентов материнской сферы на пятом этапе развития выявилось, что базовыми содержаниями ценности ребенка являются эмоциональная ценность и замена ценности ребенка на ценности социально-комфортной сферы (ГГ. Филиппова). Из них под влиянием интерференции с внедряющимися ценностями и в конкретных условиях материнско-детского взаимодействия дифференцируются все варианты окончательной ценности ребенка. В период беременности наиболее прогностичными показателями, характеризующими динамику интерференции ценностей «ребенок-внедряющиеся», являются отношение к шевелению и стиль переживания беременности.
Полученные в экспериментальных исследованиях данные позволяют предположить, что уже в беременности возможно прогнозирование снижения ценности ребенка и сдвига интерференции ценностей в сторону внедряющихся, конфронтирующих с ценностью ребенка и материнства, а также выявление положительной динамики интерференции ценностей. Это позволяет проектировать индивидуально ориентированное психологическое вмешательство. Кроме того, в беременности возможен прогноз недостаточной материнской компетентности и неблагоприятного содержания таких компонентов материнской сферы, как стиль эмоционального сопровождения, субъективизация ребенка, использование своего состояния и ориентация на состояние ребенка как средств контроля развития ребенка, гибкость приспособления к режиму и т.п. что позволит проводить направленную коррекцию и психотерапию.
Переживание беременности и динамика стиля переживания беременности отражает ценность ребенка, тип интерференции ценности ребенка с другими значимыми для женщины ценностями, является прогностическим для выявления особенностей материнского отношения и динамики ценности ребенка после родов. Это позволяет строить гипотезу о возможных осложнениях материнско-детского взаимодействия в родах и после родов. После рождения ребенка отклоняющиеся от адекватного стили переживания беременности конкретизируются и процессе послеродового периода и переходят в устойчивые стили материнского отношения. В беременности возможно предсказать содержание некоторых компонентов материнского поведения (например, стили эмоционального сопровождения, использование средств контроля при определении состояния ребенка, динамику ценности ребенка и некоторые другие) и степень отклонения стиля материнского отношения от адекватного. Кроме того, в беременности возможен прогноз возникновения послеродовых депрессий или психозов на основе прогнозируемого резкого снижения ценности ребенка или тенденции к исключительной ценности ребенка в сочетании с общей динамикой стиля переживания беременности и склонности к депрессивным или психотическим состояниям.
Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка (В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем. В первом триместре актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовый период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, — с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка.
Показано, что особенности материнской сферы являются относительно устойчивыми для каждой женщины. Однако они могут варьировать относительно каждого конкретного ребенка. К моменту рождения ребенка у матери есть некоторый «стартовый уровень» содержаний всех блоков материнской сферы, обусловленный историей ее развития, включая опыт, полученный с предыдущими детьми. Актуальное материнство (взаимодействие именно с этим ребенком) модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий. Наиболее устойчивыми являются стиль эмоционального сопровождения, некоторые другие содержания операционального блока (операции общения, baby tolk, воспитательные стратегии и др.). Более вариативен потребностно-эмоциональный блок (потребность во взаимодействии с ребенком, потребность в заботе и охране и особенно потребность в материнстве, наиболее подверженная опыту собственного материнства). Ценностно-смысловой блок является самым лабильным, так как зависит от развития всей личности и динамики других ценностей. Интерференция ценностей ребенка и материнства с другими внедряющимися ценностями существенно изменяется непосредственно в актуальном материнстве, то есть на пятом этапе онтогенеза материнской сферы.
Современные исследования позволяют использовать объективные критерии для диагностики стиля переживания беременности и прогноза стиля материнского отношения, ценности ребенка и ее динамики. Одним из основных критериев успешности материнства является способность матери быстро и адекватно реагировать на состояния ребенка (респонсивность и сензитивность) и качественно удовлетворять его потребности (в том числе и в эмоциональном общении). Для этого матери необходимо чувствовать эмоциональное и физическое состояние ребенка, ориентируясь на свое состояние, а не на рациональные способы контроля, то есть уметь синхронизироваться с эмоциональным состоянием ребенка. Одним из наиболее древних и эффективных средств эмоциональной синхронизации является интонирование вокализаций партнера по общению, которое хорошо выражено у млекопитающих, в том числе и у приматов. Эта форма поведения используется во внутристадном взаимодействии и ярко выражена во взаимодействии матери с детенышем. В речевом общении взрослых с ребенком такое интонирование является одним из компонентов baby tolk. Наличие интонирования вокализаций ребенка позволяет матери определить эмоциональное состояние ребенка, сформировать средства невербального взаимодействия с ним, повысить субъективизацию ребенка, предоставить ему свидетельство своего эмоционального участия и возможность для освоения средств общения. Распознавание матерью интонаций плача ребенка является объективным показателем ее материнской компетентности (исследование Н.Я. Кушнир). Новорожденные дети чувствительны к интонациям голоса взрослого, они предпочитают совпадение источника голоса и зрительной стимуляции (лица матери). Использование интонации при передаче эмоционального смысла ситуации является онтогенетически ранней по сравнению со смысловой. Дети дошкольного возраста при затруднении в объяснении эмоций используют интонации (исследование Н.В. Соловьевой). Все это позволяет предположить, что интонирование матерью вокализаций ребенка является одним из показателей ее материнской компетентности и благоприятной направленности на ситуацию взаимодействия с ребенком. В беременности можно выявить появление такого изменения голоса матери, его связь е ситуацией взаимодействия с ребенком.
Общая инфантилизация эмоциональной сферы женщины в беременности (лабильность эмоций, импульсивность, избегание отрицательных эмоциональных состояний, капризность) выражена уже во втором триместре, когда появляются ощущение шевелений и реакция матери на них. Эти изменения в эмоциональной сфере отражаются в речи. Отклонения от адекватного стиля переживания беременности сами по себе свидетельствуют о проблемах с материнством. Такие отклонения могут отражаются в речевом поведении беременной в двух вариантах:
1. Ослабление проявления инфантильных компонентов интонаций речи.
2. Не проявление этих компонентов в ситуации взаимодействия с ребенком.
Оба эти случая могут быть выявлены объективными методами. Это проявится в не появлении интонационных компонентов baby tolk в рассказе о ребенке (своем или опыте общения с младенцами), его шевелении, а также в момент шевеления ребенка, в процессе речевого взаимодействия с внутриутробном ребенком, в ситуации рисуночного теста. Общее эмоциональное отношение к ребенку, характеризующее ценность ребенка и стиль переживания беременности, также отразиться во всех этих случаях в интонации речи женщины (и в других выразительных средствах).
Недостаточная выраженность интонационных компонентов baby tolk связана с онтогенезом материнской сферы (в первую очередь, нарушение 1-го, 2-го, а также 3-го этапов онтогенеза материнской сферы), недостаточной ценностью ребенка вообще, сильным напряжением внедряющихся ценностей, снижающих ценность именно этого ребенка.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что психологическая помощь матери и ребенку на разных этапах развития материнства и материнско-детского взаимодействия должна строиться с учетом всех особенностей содержания и развития материнской потребностно-мотивационной сферы женщины.
Своевременная диагностика содержания и развития материнской сферы позволяют выявить группу риска (нарушения материнско-детского взаимодействия, девиантное материнство, послеродовые депресии и т.п.) «а первых месяцах беременности и даже в период планирования беременности (в центрах планирования семьи, в женских консультациях). Опираясь на представление об онтогенетических этапах материнской сферы, можно строить профилактическую и коррекционную работу в закрытых детских учреждениях. Диагностика и направленная психологическая помощь по проблемам материнства необходимы для ситуации усыновления ребенка. Самостоятельным направлением является изучение материнства у психически больных женщин, для которых становится возможным психологическое сопровождение беременности, родов и послеродового периода с целью уменьшения риска психических нарушений у ребенка после рождения.
Психологическая помощь для женщины по проблемам материнства может осуществляться в рамках разных форм психологической практики. Чаще всего это не специализированные психологические службы. Можно выделить четыре направления психологической практики, где женщина может получить более или менее полноценную и квалифицированную помощь по проблемам материнства:
1. Подготовка к родам и материнству (курсы для будущих родителей, школы подготовки к родам и т.п.).
2. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование и психотерапия.
3. Психологическая помощь матери и ребёнку.
4. Комплексная психологическая помощь по проблемам материнства.
Каждое из этих направлений основывается на разнообразных психологических подходах и техниках консультирования и терапии и более или менее включает проблематику материнства. Остановимся на них несколько подробнее.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблема психологической помощи в материнстве и существующие формы психологической помощи» з дисципліни «Психологія материнства»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Згортання інвестицій та зменшення витрат, які не належать до собі...
Как надо понимать закон инерции
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
Методи оцінювання вартості майна
Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту


Категорія: Психологія материнства | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 1155 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП