Формула успешности политика: «Время — режиссер событий. Поли тик — режиссер времени». Критерием оценки деятельности прези дента является не действие как итог, а способность влиять на итог. Необходимо рассматривать действия и деятельность президента в стратегической плоскости, определяя природу его власти и источни ки его влияния. Что должен предпринять президент для того, чтобы обеспечить себе возможность, как только потребуется, единолично определять ход событий? Как президент использует свой шанс лидера в различных обстоятельствах, закладывая основы будущих успехов? Президент обязан заниматься всем без исключения, и все его долж ны воспринимать как великого инициатора. Административный, бю рократический аппарат считает практически невозможным выполне ние своей работы, если президент не проявляет необходимой инициа тивы. Забота только о себе, а не о президентской власти заставляет их с готовностью принять его формальное руководство, так как именно действия президента помогают аппарату в работе, направляют ее. Вся страна, все сферы жизни общества зависят от президента, но в то же время всеобщая поддержка ему не гарантирована. Никто дру гой не занимает пост, который занимает президент, и никто не спосо бен смотреть на вещи так, как это делает он. Остальные просто не мо гут прочувствовать весь груз его обязанностей. Обязанности прези дента — дань уникальному месту, занимаемому им в политической системе. Именно потому, что это место по-настоящему уникально, все бремя обязательств ложится на президента. Те же самые условия, которые обеспечивают формальную сторону его лидерства, в итоге упраздняют гарантии лидерства фактического. Никто другой не об ладает столь специфическим статусом, так как его услуги нужны аб солютно всем. Проблема президентской власти заключается в том, что номиналь ное обладание властью еще не гарантирует наличия самой власти, так же как статус чиновника еще не гарантирует руководства. Не смотря на всю свою «власть», президенту приходится добиваться своего не только указаниями и распоряжениями. Президент, с одной стороны, фигура могущественная, но с другой — слишком сильно зависит от окружения, от психологических особенностей носителей власти, занимающихся обеспечением его политической деятельно сти. При этом политика президента вполне может подвергаться со мнениям и не поддерживаться непосредственными исполнителями. Тем более что с действующим президентом ассоциируются как успе хи и достижения, так и неудачи проводимой политики. В настоящее время определены основные факторы, определяю щие успешность проведения в жизнь президентских инициатив. Первым обстоятельством, способствующим строгому исполнению президентских решений, является понимание того, что повеление ис ходит непосредственно от президента. Они должны исходить непо средственно от президента и выражать лично им принятые решения, в связи с чем непосредственные исполнители не должны иметь ни малейшей возможности для колебаний, так как и слово, и время, и способ преподнесения решений снимали все вопросы. Вторым фактором, обеспечивающим выполнение президентских решений, является ясность заложенного в них смысла. Исполнителю гораздо легче, когда он знает, что за приказом стоит лично президент; еще проще там, где абсолютно четко определено, чего от исполнителя хотят. Третьим фактором, содействующим выполнению президентских указаний, является гласность. Даже если никакой необходимости в двояком толковании нет, неточности невозможны, все термины должны быть строго и жестко определены. Четвертым фактором, гарантирующим выполнение президентских решений, является обеспечение исполнителей достаточными ресур сами, снабжение подчиненных соответствующими средствами. Пятым, объединяющим фактором должно выступать у подчинен ных и администрации ощущение того, что президент властен и мо жет поступать таким образом. Для эффективного проведения политики президента необходимо соблюдение ряда следующих условий: 1) происхождение указаний непосредственно от президента; 2) ясность заложенного в них смысла; 3) гласность, строгость и однозначное толкование терминов и смыс ла указаний; 4) обеспечение исполнителей достаточными ресурсами и средствами; 5) ощущение того, что президент властен поступать именно таким образом. Президентство — не место для любителей. Президентство — удел политиков. К особенностям современной президентской власти не обходимо отнести следующие моменты. • президент вынужден жить с постоянным осознанием того, что в любой момент его могут призвать к принятию решения, последст вия которого повергнут в прах все человечество, причем совер шенно безвозвратно. Президент переживает это эмоционально. В этом он отстоит от всех, в том числе от тех, кто дает подобные советы; • логика и мышление президента оказываются единственным ис точником, из которого черпаются политически легитимные суж дения, касающиеся состоятельности предполагаемых действий в отношении представителей иных точек зрения; • глава государства не может ни на минуту отстраниться от малей ших деталей происходящего в стране; • и наконец, президенту необходимо распространить свой личный контроль и свою способность принимать решения на столь об ширную территорию, какую только он в состоянии удержать. Зачастую эта территория влияния и воздействия не может быть охвачена даже теоретически. Никто не мог и не может сделать все го разом. Невозможно стать экспертом в вопросах власти, не обладая поли тическим опытом. Жизнеспособность политики предполагает наличие трех основ ных составляющих. Во-первых, это цель, определяемая ходом исто рии и созвучная вновь возникающим потребностям. Во-вторых, это операциональная устойчивость, т. е. управляемость политикой со стороны профессионалов, приемлемость для тех, кто ее поддержива ет, и терпимость со стороны тех, кому она адресована. Ключевым моментом поддержки и приемлемости может оказать ся время. Подходящие временные рамки — третья составляющая. Президент, превышающий свои властные ставки, добивается именно тех вещей, которые сделают политику устойчивой. Никто не обла дает таким набором властных инструментов, как президент. Прези дентская экспертиза — ключ к эффективной политике. Оценивая деятельность президента, необходимо поставить четы ре вопроса. 1. Каковы были устремления президента, действовал ли он в согла сии с историей или вопреки ей, насколько президентские цели со ответствовали главным вехам его времени? Для определения целей необходимо рассмотреть умение прези дента твердо держаться намеченного курса. Под этим понимается очевидная личная вовлеченность, проявляемая в словах и поступках и не позволяющая политику повернуть назад. Малейшее отступле ние равнозначно уходу с должности. 2. Глубоким ли было его «чувство власти», понимание природы вла сти, насколько оно укладывалось в реалии той эпохи? В отношении чувства должности и «чувства власти» ключами мо гут послужить устойчивые особенности оперативного стиля, выяв ляемые в вопросах любой области — законодательной или исполни тельной, публичной или тайной, внешней или внутренней политики. 3. Как он нес бремя свой должности, что поддерживало его в прези дентской деятельности, каким образом его способность сохранять душевное равновесие влияла на процесс принятия решений? В области политической выносливости и способности сопротив ляться обстоятельствам, сведения необходимо получать из анализа конкретных примеров, рассмотреть поведение в кризисных ситуа циях. 4. Что он оставил после себя, как его работа отразилась на «имидже» президентской должности, судьбе партии, чем запомнилась про водимая социальная политика, какое место отведено в истории, какой след он оставил? Источниками президентского влияния является следующий ряд факторов. Первый — формальная власть, отводимая президенту кон ституцией, законами, традициями, и президентский статус, который может подкрепляться личной аурой (определяемой как харизма). Второй источник — профессиональная репутация, складывающаяся из мнений об интеллекте и воле президента. Третий — общественный престиж, формировавшийся на основе впечатлений избирателей о том, насколько хорошо справляется он со своим делом. Главным фактором нестабильности президентской власти явля- ется необходимость постоянно «торговаться». Для президентства нужны опытные политики выдающегося тем перамента. Наслаждение работой, непринужденность пребывания в должности, удовольствие от собственного «я» составляют, по-види мому, суть проблемы реализации президентской власти. Любовь к жизни и необычайная уверенность в себе должны быть присущи выс шим руководителям. Для их обеспечения необходим определенный темперамент. Внешним его признаком может служить чувство юмо ра как непоколебимая уверенность в собственной непогрешимости. Президенту постоянно приходится заниматься подступающими со всех сторон проблемами, где условия и сроки задаются извне, а тре буемый результат абсолютно не гарантирован. Неопределенность ис хода и широта выбора составляют важнейшую властную функцию президента. Правильно истолковывая в каждом акте выбора собственные властные ставки, анализируя в свете этих ставок перспективы своего политического влияния, президент без труда отыщет необходимые ему решения, касающиеся выбранного курса, а также эффективно сти, адекватности и своевременности предпринятых мер. События и темы, проблемы которых приходится решать прези денту, который собирается укреплять собственное влияние, тесно увязаны с жизнеспособностью общественной политики. Связь здесь не прямая, но достаточно очевидная. Упрочнение властных перспек тив укрепляет политический курс. Экспертиза в терминах власти да ет президенту политические ключи, позволяющие проникать вглубь общественных проблем. На чем основана решительность президента? Необходимо дать от- вет на ряд принципиальных вопросов. Что является ключевым: уве ренность в себе и самодовольство, склонность выдавать желаемое за действительное, когда можно действовать любым образом, не вникая детали, а когда, напротив, стоит настаивать на обладании ими. Для решения этого вопроса необходимо выявление взаимосвязи между властными ставками, политическими стратегиями и всем предшест вующим опытом. Отметим некоторые чрезвычайно важные для осуществления пре зидентской власти аспекты. В качестве примера рассмотрим изменение внешней политики США, которые произошли с приходом в Белый дом Рональда Рейга на. При нем была разработана и стала реализовываться новая страте гия по следующим направлениям. 1. Финансовая и техническая помощь движению «Солидарность» в Польше и моджахедам в Афганистане. 2. Масштабное перекрытие каналов доступа СССР к новым техноло гиям. Был создан комитет КОКОМ (координированный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалисти ческие страны). США активизировали деятельность по пресече нию нелегальных закупок и краж Советским Союзом технологий двойного назначения. По данным французской разведки, только Министерство авиапромышленности СССР за 1976-1980 гг. за счет нелегального приобретения западных технологий сэкономи ло 200 млн долл. на исследованиях и разработках. На комиссию по делам военной промышленности работало 100 тыс. переводчи ков технической документации. К 1986 г. технологическая бло када практически перекрыла все каналы нелегального экспогрта, идущие через Швецию, Австрию, Швейцарию и Финляндию. Около 40% экспорта американских товаров допускалось к вывозу только при наличии лицензии. Такие же программы контроля за передачей технологий были запущены в Англии, Франции, Гер мании. 3. Ускоренный рост вооружений и поддержание их на высоком тех ническом уровне. В 1980-1990 гг. расходы рамках блока НАТО выросли почти в два раза — с 255 112 млн долл. до 503 906 млн долл. Такая динамика вынуждала СССР адекватно реагировать, что приводило в условиях неэффективной и затратной экономи ки к ее стагнации и истощению ресурсов. 4. Была развернута кампания по резкому сокращению поступлению в Советский Союз твердой валюты и ограничению экспорта при родного газа на Запад. Экспорт был существенно ограничен за счет сокращения масштабов строительства газопровода в Западную Европу, наложения эмбарго на современное оборудование по до быче и транспортировке нефти и газа, что явилось началом «эко номической войны». Далее была предпринята масштабная акция по снижению цены на нефть. Если в 1983 г. нефть стоила 34 долл. за баррель (около 70 долл. в современных ценах), то после ряда предпринятых шагов мировые цены резко упали и в первом полу годии 1986 г. составили 12 долл. за баррель, а затем до 10 долл. Кроме этого, США преднамеренно осуществили падение курса доллара по отношению к европейским валютам, которое обошлась СССР в 2 млрд долл. дополнительных потерь. В итоге реализации этих и других специально спланированных экономических мер произошел финансовый крах низкоэффективной ресурсозатратной экономики СССР. Экономическая война сопровождалась активной информацион но-психологической, которая развивалась по следующим направле ниям. 1. Дискредитация кредитоспособности Советского Союза, в резуль тате чего западные банки отказали ему в кредитах. 2. Создание среди советского руководства чувства неуверенности и страха. 3. Внедрение в сознание населения мысли о преимуществах запад ной цивилизации через товары народного потребления, изобра жения роскошной жизни с помощью кино и телевидения. И наконец, что является для нас самым интересным: 4. Через выявление самого слабого звена управления страной и ор ганизации воздействия на него. Этот момент является чрезвычайно важным, так как одна из осо бенностей президентской власти заключается в том, что любая сла бость, недостаток или недостаточная выраженность черт, необхо димых для политика такого уровня, казалось бы, незначительные ошибки в управлении страной и правильности расчета возможных действий потенциальных противников приводят к катастрофическим последствиям для всей страны. Слабым звеном в управлении СССР оказался Михаил Горбачев. На подготовку его психологического портрета и обработку были на правлены усилия многих специалистов. Генри Киссинджер отмечал, что: «В период по окончании "холодной войны" американская поли тика по отношению коммунистической России делает безоговороч ную ставку на конкретных лидеров. Во времена администрации Бу ша это был Михаил Горбачев». М. С. Горбачев олицетворял фемининный тип мышления и был представителем земледельческой культуры. Люди с таким типом мышления больше внимания уделяют форме, а не рациональному расчету, и крайне ценят внешние проявления внимания. Была разра ботана специальная стратегия поведения и взаимодействия с Прези дентом СССР.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические особенности президентской власти» з дисципліни «Психологія влади»