ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія влади

Психологические особенности президентской власти
Формула успешности политика: «Время — режиссер событий. Поли­
тик — режиссер времени». Критерием оценки деятельности прези­
дента является не действие как итог, а способность влиять на итог.
Необходимо рассматривать действия и деятельность президента в
стратегической плоскости, определяя природу его власти и источни­
ки его влияния. Что должен предпринять президент для того, чтобы
обеспечить себе возможность, как только потребуется, единолично
определять ход событий? Как президент использует свой шанс лидера
в различных обстоятельствах, закладывая основы будущих успехов?
Президент обязан заниматься всем без исключения, и все его долж­
ны воспринимать как великого инициатора. Административный, бю­
рократический аппарат считает практически невозможным выполне­
ние своей работы, если президент не проявляет необходимой инициа­
тивы. Забота только о себе, а не о президентской власти заставляет их
с готовностью принять его формальное руководство, так как именно
действия президента помогают аппарату в работе, направляют ее.
Вся страна, все сферы жизни общества зависят от президента, но в
то же время всеобщая поддержка ему не гарантирована. Никто дру­
гой не занимает пост, который занимает президент, и никто не спосо­
бен смотреть на вещи так, как это делает он. Остальные просто не мо­
гут прочувствовать весь груз его обязанностей. Обязанности прези­
дента — дань уникальному месту, занимаемому им в политической
системе. Именно потому, что это место по-настоящему уникально,
все бремя обязательств ложится на президента. Те же самые условия,
которые обеспечивают формальную сторону его лидерства, в итоге
упраздняют гарантии лидерства фактического. Никто другой не об­
ладает столь специфическим статусом, так как его услуги нужны аб­
солютно всем.
Проблема президентской власти заключается в том, что номиналь­
ное обладание властью еще не гарантирует наличия самой власти, так же как статус чиновника еще не гарантирует руководства. Не­
смотря на всю свою «власть», президенту приходится добиваться
своего не только указаниями и распоряжениями. Президент, с одной
стороны, фигура могущественная, но с другой — слишком сильно
зависит от окружения, от психологических особенностей носителей
власти, занимающихся обеспечением его политической деятельно­
сти. При этом политика президента вполне может подвергаться со­
мнениям и не поддерживаться непосредственными исполнителями.
Тем более что с действующим президентом ассоциируются как успе­
хи и достижения, так и неудачи проводимой политики.
В настоящее время определены основные факторы, определяю­
щие успешность проведения в жизнь президентских инициатив.
Первым обстоятельством, способствующим строгому исполнению
президентских решений, является понимание того, что повеление ис­
ходит непосредственно от президента. Они должны исходить непо­
средственно от президента и выражать лично им принятые решения,
в связи с чем непосредственные исполнители не должны иметь ни
малейшей возможности для колебаний, так как и слово, и время,
и способ преподнесения решений снимали все вопросы.
Вторым фактором, обеспечивающим выполнение президентских
решений, является ясность заложенного в них смысла. Исполнителю
гораздо легче, когда он знает, что за приказом стоит лично президент;
еще проще там, где абсолютно четко определено, чего от исполнителя
хотят.
Третьим фактором, содействующим выполнению президентских
указаний, является гласность. Даже если никакой необходимости
в двояком толковании нет, неточности невозможны, все термины
должны быть строго и жестко определены.
Четвертым фактором, гарантирующим выполнение президентских
решений, является обеспечение исполнителей достаточными ресур­
сами, снабжение подчиненных соответствующими средствами.
Пятым, объединяющим фактором должно выступать у подчинен­
ных и администрации ощущение того, что президент властен и мо­
жет поступать таким образом.
Для эффективного проведения политики президента необходимо
соблюдение ряда следующих условий:
1) происхождение указаний непосредственно от президента;
2) ясность заложенного в них смысла;
3) гласность, строгость и однозначное толкование терминов и смыс­
ла указаний; 4) обеспечение исполнителей достаточными ресурсами и средствами;
5) ощущение того, что президент властен поступать именно таким
образом.
Президентство — не место для любителей. Президентство — удел
политиков. К особенностям современной президентской власти не­
обходимо отнести следующие моменты.
• президент вынужден жить с постоянным осознанием того, что в
любой момент его могут призвать к принятию решения, последст­
вия которого повергнут в прах все человечество, причем совер­
шенно безвозвратно. Президент переживает это эмоционально.
В этом он отстоит от всех, в том числе от тех, кто дает подобные
советы;
• логика и мышление президента оказываются единственным ис­
точником, из которого черпаются политически легитимные суж­
дения, касающиеся состоятельности предполагаемых действий в
отношении представителей иных точек зрения;
• глава государства не может ни на минуту отстраниться от малей­
ших деталей происходящего в стране;
• и наконец, президенту необходимо распространить свой личный
контроль и свою способность принимать решения на столь об­
ширную территорию, какую только он в состоянии удержать.
Зачастую эта территория влияния и воздействия не может быть
охвачена даже теоретически. Никто не мог и не может сделать все­
го разом.
Невозможно стать экспертом в вопросах власти, не обладая поли­
тическим опытом.
Жизнеспособность политики предполагает наличие трех основ­
ных составляющих. Во-первых, это цель, определяемая ходом исто­
рии и созвучная вновь возникающим потребностям. Во-вторых, это
операциональная устойчивость, т. е. управляемость политикой со
стороны профессионалов, приемлемость для тех, кто ее поддержива­
ет, и терпимость со стороны тех, кому она адресована.
Ключевым моментом поддержки и приемлемости может оказать­
ся время. Подходящие временные рамки — третья составляющая.
Президент, превышающий свои властные ставки, добивается именно
тех вещей, которые сделают политику устойчивой. Никто не обла­
дает таким набором властных инструментов, как президент. Прези­
дентская экспертиза — ключ к эффективной политике. Оценивая деятельность президента, необходимо поставить четы­
ре вопроса.
1. Каковы были устремления президента, действовал ли он в согла­
сии с историей или вопреки ей, насколько президентские цели со­
ответствовали главным вехам его времени?
Для определения целей необходимо рассмотреть умение прези­
дента твердо держаться намеченного курса. Под этим понимается
очевидная личная вовлеченность, проявляемая в словах и поступках
и не позволяющая политику повернуть назад. Малейшее отступле­
ние равнозначно уходу с должности.
2. Глубоким ли было его «чувство власти», понимание природы вла­
сти, насколько оно укладывалось в реалии той эпохи?
В отношении чувства должности и «чувства власти» ключами мо­
гут послужить устойчивые особенности оперативного стиля, выяв­
ляемые в вопросах любой области — законодательной или исполни­
тельной, публичной или тайной, внешней или внутренней политики.
3. Как он нес бремя свой должности, что поддерживало его в прези­
дентской деятельности, каким образом его способность сохранять
душевное равновесие влияла на процесс принятия решений?
В области политической выносливости и способности сопротив­
ляться обстоятельствам, сведения необходимо получать из анализа
конкретных примеров, рассмотреть поведение в кризисных ситуа­
циях.
4. Что он оставил после себя, как его работа отразилась на «имидже»
президентской должности, судьбе партии, чем запомнилась про­
водимая социальная политика, какое место отведено в истории,
какой след он оставил?
Источниками президентского влияния является следующий ряд
факторов. Первый — формальная власть, отводимая президенту кон­
ституцией, законами, традициями, и президентский статус, который
может подкрепляться личной аурой (определяемой как харизма).
Второй источник — профессиональная репутация, складывающаяся
из мнений об интеллекте и воле президента. Третий — общественный
престиж, формировавшийся на основе впечатлений избирателей о
том, насколько хорошо справляется он со своим делом.
Главным фактором нестабильности президентской власти явля-
ется необходимость постоянно «торговаться». Для президентства нужны опытные политики выдающегося тем­
перамента. Наслаждение работой, непринужденность пребывания в
должности, удовольствие от собственного «я» составляют, по-види­
мому, суть проблемы реализации президентской власти. Любовь к
жизни и необычайная уверенность в себе должны быть присущи выс­
шим руководителям. Для их обеспечения необходим определенный
темперамент. Внешним его признаком может служить чувство юмо­
ра как непоколебимая уверенность в собственной непогрешимости.
Президенту постоянно приходится заниматься подступающими со
всех сторон проблемами, где условия и сроки задаются извне, а тре­
буемый результат абсолютно не гарантирован. Неопределенность ис­
хода и широта выбора составляют важнейшую властную функцию
президента.
Правильно истолковывая в каждом акте выбора собственные
властные ставки, анализируя в свете этих ставок перспективы своего
политического влияния, президент без труда отыщет необходимые
ему решения, касающиеся выбранного курса, а также эффективно­
сти, адекватности и своевременности предпринятых мер.
События и темы, проблемы которых приходится решать прези­
денту, который собирается укреплять собственное влияние, тесно
увязаны с жизнеспособностью общественной политики. Связь здесь
не прямая, но достаточно очевидная. Упрочнение властных перспек­
тив укрепляет политический курс. Экспертиза в терминах власти да­
ет президенту политические ключи, позволяющие проникать вглубь
общественных проблем.
На чем основана решительность президента? Необходимо дать от-
вет на ряд принципиальных вопросов. Что является ключевым: уве­
ренность в себе и самодовольство, склонность выдавать желаемое за
действительное, когда можно действовать любым образом, не вникая
детали, а когда, напротив, стоит настаивать на обладании ими. Для
решения этого вопроса необходимо выявление взаимосвязи между
властными ставками, политическими стратегиями и всем предшест­
вующим опытом.
Отметим некоторые чрезвычайно важные для осуществления пре­
зидентской власти аспекты.
В качестве примера рассмотрим изменение внешней политики
США, которые произошли с приходом в Белый дом Рональда Рейга­
на. При нем была разработана и стала реализовываться новая страте­
гия по следующим направлениям. 1. Финансовая и техническая помощь движению «Солидарность» в
Польше и моджахедам в Афганистане.
2. Масштабное перекрытие каналов доступа СССР к новым техноло­
гиям. Был создан комитет КОКОМ (координированный комитет
по контролю за экспортом стратегических товаров в социалисти­
ческие страны). США активизировали деятельность по пресече­
нию нелегальных закупок и краж Советским Союзом технологий
двойного назначения. По данным французской разведки, только
Министерство авиапромышленности СССР за 1976-1980 гг. за
счет нелегального приобретения западных технологий сэкономи­
ло 200 млн долл. на исследованиях и разработках. На комиссию
по делам военной промышленности работало 100 тыс. переводчи­
ков технической документации. К 1986 г. технологическая бло­
када практически перекрыла все каналы нелегального экспогрта,
идущие через Швецию, Австрию, Швейцарию и Финляндию.
Около 40% экспорта американских товаров допускалось к вывозу
только при наличии лицензии. Такие же программы контроля за
передачей технологий были запущены в Англии, Франции, Гер­
мании.
3. Ускоренный рост вооружений и поддержание их на высоком тех­
ническом уровне. В 1980-1990 гг. расходы рамках блока НАТО
выросли почти в два раза — с 255 112 млн долл. до 503 906 млн
долл. Такая динамика вынуждала СССР адекватно реагировать,
что приводило в условиях неэффективной и затратной экономи­
ки к ее стагнации и истощению ресурсов.
4. Была развернута кампания по резкому сокращению поступлению
в Советский Союз твердой валюты и ограничению экспорта при­
родного газа на Запад. Экспорт был существенно ограничен за счет
сокращения масштабов строительства газопровода в Западную
Европу, наложения эмбарго на современное оборудование по до­
быче и транспортировке нефти и газа, что явилось началом «эко­
номической войны». Далее была предпринята масштабная акция
по снижению цены на нефть. Если в 1983 г. нефть стоила 34 долл.
за баррель (около 70 долл. в современных ценах), то после ряда
предпринятых шагов мировые цены резко упали и в первом полу­
годии 1986 г. составили 12 долл. за баррель, а затем до 10 долл.
Кроме этого, США преднамеренно осуществили падение курса
доллара по отношению к европейским валютам, которое обошлась
СССР в 2 млрд долл. дополнительных потерь. В итоге реализации этих и других специально спланированных
экономических мер произошел финансовый крах низкоэффективной
ресурсозатратной экономики СССР.
Экономическая война сопровождалась активной информацион­
но-психологической, которая развивалась по следующим направле­
ниям.
1. Дискредитация кредитоспособности Советского Союза, в резуль­
тате чего западные банки отказали ему в кредитах.
2. Создание среди советского руководства чувства неуверенности и
страха.
3. Внедрение в сознание населения мысли о преимуществах запад­
ной цивилизации через товары народного потребления, изобра­
жения роскошной жизни с помощью кино и телевидения.
И наконец, что является для нас самым интересным:
4. Через выявление самого слабого звена управления страной и ор­
ганизации воздействия на него.
Этот момент является чрезвычайно важным, так как одна из осо­
бенностей президентской власти заключается в том, что любая сла­
бость, недостаток или недостаточная выраженность черт, необхо­
димых для политика такого уровня, казалось бы, незначительные
ошибки в управлении страной и правильности расчета возможных
действий потенциальных противников приводят к катастрофическим
последствиям для всей страны.
Слабым звеном в управлении СССР оказался Михаил Горбачев.
На подготовку его психологического портрета и обработку были на­
правлены усилия многих специалистов. Генри Киссинджер отмечал,
что: «В период по окончании "холодной войны" американская поли­
тика по отношению коммунистической России делает безоговороч­
ную ставку на конкретных лидеров. Во времена администрации Бу­
ша это был Михаил Горбачев».
М. С. Горбачев олицетворял фемининный тип мышления и был
представителем земледельческой культуры. Люди с таким типом
мышления больше внимания уделяют форме, а не рациональному
расчету, и крайне ценят внешние проявления внимания. Была разра­
ботана специальная стратегия поведения и взаимодействия с Прези­
дентом СССР.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические особенности президентской власти» з дисципліни «Психологія влади»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АУДИТОРСЬКИЙ ЗВІТ ТА ВИСНОВОК
Загальна характеристика мережних стандартів
ЦІНОУТВОРЕННЯ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ
Аудит Звіту про рух грошових коштів
Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем


Категорія: Психологія влади | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1410 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП