Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности
Для изменения и корректировки поведения объекта власти в необхо димом для субъекта направлении субъект должен иметь в своем рас поряжении определенные ресурсы — средства, с помощью которых он может оказывать воздействие на объект. Такие ресурсы называ ются источниками власти (Мшвениерадзе, 1989; Хекхаузен, 1986; French, Raven, 1960 и др.). Термин «источники власти» является общепринятым, хотя ис пользуются и некоторые другие термины в том же значении (ресур сы власти, основы власти). Мы будем использовать термины «ис точники власти» и «ресурсы власти» как синонимы. Исследователи рассматривают различные источники власти, оговариваясь, что нет единого, «универсального» источника или ресурса власти. Дж. Лас- суэлл (1948) выделил 8 основных источников власти, назвав их «ос новные ценности»: власть, которая может выступать основой для дру гой, еще большей власти; уважение; моральный долг; любовь; благо состояние; богатство; умение; просвещенность. Даль предложил еще более подробный перечень ресурсов политической власти, включа ющий свободное время субъекта, деньги и богатство, контроль над рабочими местами, контроль над информацией, социальное поло жение, обладание харизмой, популярностью и легитимностью, долж ностные права, способность получить поддержку других людей и групп и др. Предложенный им широкий спектр средств имеет одну общую черту: они позволяют субъекту заставить объект действовать в соответствии со своими намерениями. Рассматривая весь набор источников власти, необходимо отве тить на вопрос: можно ли относить к ресурсам власти любую вещь или любую способность, которая может оказать влияние на пове-дение и деятельность объекта? Для решения этого вопроса Т. Бен- тон, например, предлагает разграничить весь список источников вла сти на «возможности» и «ресурсы». Первые относятся к «внутренней природе» субъектов, вторые — к внешним структурным свойствам. Он пишет, что применительно к индивидуальным субъектам власти «возможности» включают знания, умения, компетентность, силу и т. д., а в отношении коллективных субъектов — качества внутренней организации, мораль, доступность знания, умений и другие компо ненты индивидуальных субъектов, способы коммуникации, каче ства лидерства и т. д. С другой стороны, ресурсы субъектов (как ин дивидуальные, так и коллективные) включают те ресурсы власти, которые связаны не с внутренними качествами субъекта, а с его отно шениями с другими людьми, коллективами и материальными пред метами (легитимный авторитет, доступ к средствам массовой ком муникации, контроль над инструментами принуждения, обладание землей, зданиями, средствами производства и т. д. (Benton, 1994, р. 297)). В. Г. Ледяев (2001) пишет, что для решения вопроса систематиза- ции и уменьшения объема понятия «источники власти» необходимо ввести некоторые ограничения. Во-первых, понимание источников власти как «средства, которые субъект может использовать для воз- действия на объект», необходимо заменить на «средства, которые обеспечивают подчинение объекта субъекту». Во-вторых, к источни кам власти необходимо относить только те средства воздействия, ко- торые субъект контролирует и может использовать в нужное время. В-третьих, практически все, что имеет субъект власти в своем рас поряжении, может выступать в качестве источника власти, они не обязательно могут быть использованы в отношении любого объекта власти. Например, деньги не могут влиять на тех, кто в них не нужда ется, принуждение и должностные полномочия не будут играть прак тически никакой роли при попытках воздействия на фанатиков или людей, одержимых собственной «сверхидеей». Источники власти обеспечивают подчинение объектов и управление их поведением не в любых ситуациях, а только при наличии определенных условий. Говоря о ресурсах власти, необходимо различать «общие ресурсы власти» и «конкретные ресурсы власти». Общие ресурсы власти — это средства, которые субъект контролирует и может использовать для достижения подчинения объекта. Они включают в себя не все; имеющиеся средства воздействия на людей, а только те, которые он может использовать в отношении данного объекта для достижения подчинения и управления поведением. Конкретные ресурсы власти представляют собой те общие ресурсы, которые обеспечивают власт ное отношение в данных условиях в данное время. Такое разделение позволяет, кроме прочего, проводить анализ потенциальной власти, связанной с наличием у субъекта общих ресурсов власти, и анализи ровать существующие властные отношения, которые основываются на конкретных ресурсах власти. Таким образом, необходимо провес ти различие между 1) всеми доступными субъекту власти средствами воздействия на объект; 2) средствами, с помощью которых он может добиться подчинения данного конкретного объекта (общие ресурсы власти) и 3) ресурсами, которые субъект может использовать для подчинения объекта в данных обстоятельствах (конкретные ресурсы власти). Само по себе обладание ресурсами не обязательно ведет к власти, так как они становятся основой властных отношений лишь в том случае, если субъект обладает соответствующими знанием и умени ем их использовать. Если субъект не может использовать имеющиеся у него ресурсы и источники власти, то он обладает лишь потенциаль ной властью (потенциалом для власти) и фактически в данное время не способен добиться подчинения объекта. Для обладания и осуществления власти субъект должен обладать необходимыми ресурсами и источниками и быть способным исполь зовать их для достижения своих целей. Также в качестве условий реализации политической власти должна стать возможность моби лизации ресурсов и готовность применить их в нужный момент. Это условия относятся прежде всего к возможности реализации полити ческой власти. Отметим еще аспект рассмотрения источников власти. Источни ки (ресурсы) власти становятся эффективными тогда, когда они на сущные и редкие (недостаточные). Эти свойства определяют значи мость ресурсов. В политологической литературе рассматриваются возможные стратегии, с помощью которых субъект может повысить значимость своих ресурсов. Первая стратегия — «блокировка резуль татов» — заключается в воспрепятствовании доступу объекта к же лаемым для него ценностям. Вторая — «формирование потребно стей» — направлена на выработку отношения у объекта к тем или иным ценностям субъекта. Третья стратегия — «расширение власт ной структуры» — представляет собой создание альтернативных ис точников реализации потребностей субъекта, снимающих его зависи мость от других субъектов. «Отказ» — четвертая стратегия, которая выражается в решении субъекта пересмотреть «цену», которую он платит в процессе обмена с другим субъектам. В настоящее время существует классификация источников вла сти, предложенная X. Хекхаузеном (Хекхаузен, 1986, т. 1, с. 309) и принятая в отечественной политической психологии. Выделяются шесть источников власти и даются их характеристики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности» з дисципліни «Психологія влади»