ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія влади

Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности
Для изменения и корректировки поведения объекта власти в необхо­
димом для субъекта направлении субъект должен иметь в своем рас­
поряжении определенные ресурсы — средства, с помощью которых
он может оказывать воздействие на объект. Такие ресурсы называ­
ются источниками власти (Мшвениерадзе, 1989; Хекхаузен, 1986;
French, Raven, 1960 и др.).
Термин «источники власти» является общепринятым, хотя ис­
пользуются и некоторые другие термины в том же значении (ресур­
сы власти, основы власти). Мы будем использовать термины «ис­
точники власти» и «ресурсы власти» как синонимы. Исследователи
рассматривают различные источники власти, оговариваясь, что нет
единого, «универсального» источника или ресурса власти. Дж. Лас-
суэлл (1948) выделил 8 основных источников власти, назвав их «ос­
новные ценности»: власть, которая может выступать основой для дру­
гой, еще большей власти; уважение; моральный долг; любовь; благо­
состояние; богатство; умение; просвещенность. Даль предложил еще
более подробный перечень ресурсов политической власти, включа­
ющий свободное время субъекта, деньги и богатство, контроль над
рабочими местами, контроль над информацией, социальное поло­
жение, обладание харизмой, популярностью и легитимностью, долж­
ностные права, способность получить поддержку других людей и
групп и др. Предложенный им широкий спектр средств имеет одну
общую черту: они позволяют субъекту заставить объект действовать
в соответствии со своими намерениями.
Рассматривая весь набор источников власти, необходимо отве­
тить на вопрос: можно ли относить к ресурсам власти любую вещь
или любую способность, которая может оказать влияние на пове-дение и деятельность объекта? Для решения этого вопроса Т. Бен-
тон, например, предлагает разграничить весь список источников вла­
сти на «возможности» и «ресурсы». Первые относятся к «внутренней
природе» субъектов, вторые — к внешним структурным свойствам.
Он пишет, что применительно к индивидуальным субъектам власти
«возможности» включают знания, умения, компетентность, силу и
т. д., а в отношении коллективных субъектов — качества внутренней
организации, мораль, доступность знания, умений и другие компо­
ненты индивидуальных субъектов, способы коммуникации, каче­
ства лидерства и т. д. С другой стороны, ресурсы субъектов (как ин­
дивидуальные, так и коллективные) включают те ресурсы власти,
которые связаны не с внутренними качествами субъекта, а с его отно­
шениями с другими людьми, коллективами и материальными пред­
метами (легитимный авторитет, доступ к средствам массовой ком­
муникации, контроль над инструментами принуждения, обладание
землей, зданиями, средствами производства и т. д. (Benton, 1994,
р. 297)).
В. Г. Ледяев (2001) пишет, что для решения вопроса систематиза-
ции и уменьшения объема понятия «источники власти» необходимо
ввести некоторые ограничения. Во-первых, понимание источников
власти как «средства, которые субъект может использовать для воз-
действия на объект», необходимо заменить на «средства, которые
обеспечивают подчинение объекта субъекту». Во-вторых, к источни­
кам власти необходимо относить только те средства воздействия, ко-
торые субъект контролирует и может использовать в нужное время.
В-третьих, практически все, что имеет субъект власти в своем рас­
поряжении, может выступать в качестве источника власти, они не
обязательно могут быть использованы в отношении любого объекта
власти. Например, деньги не могут влиять на тех, кто в них не нужда­
ется, принуждение и должностные полномочия не будут играть прак­
тически никакой роли при попытках воздействия на фанатиков или
людей, одержимых собственной «сверхидеей». Источники власти
обеспечивают подчинение объектов и управление их поведением не
в любых ситуациях, а только при наличии определенных условий.
Говоря о ресурсах власти, необходимо различать «общие ресурсы
власти» и «конкретные ресурсы власти». Общие ресурсы власти —
это средства, которые субъект контролирует и может использовать
для достижения подчинения объекта. Они включают в себя не все;
имеющиеся средства воздействия на людей, а только те, которые он
может использовать в отношении данного объекта для достижения подчинения и управления поведением. Конкретные ресурсы власти
представляют собой те общие ресурсы, которые обеспечивают власт­
ное отношение в данных условиях в данное время. Такое разделение
позволяет, кроме прочего, проводить анализ потенциальной власти,
связанной с наличием у субъекта общих ресурсов власти, и анализи­
ровать существующие властные отношения, которые основываются
на конкретных ресурсах власти. Таким образом, необходимо провес­
ти различие между 1) всеми доступными субъекту власти средствами
воздействия на объект; 2) средствами, с помощью которых он может
добиться подчинения данного конкретного объекта (общие ресурсы
власти) и 3) ресурсами, которые субъект может использовать для
подчинения объекта в данных обстоятельствах (конкретные ресурсы
власти).
Само по себе обладание ресурсами не обязательно ведет к власти,
так как они становятся основой властных отношений лишь в том
случае, если субъект обладает соответствующими знанием и умени­
ем их использовать. Если субъект не может использовать имеющиеся
у него ресурсы и источники власти, то он обладает лишь потенциаль­
ной властью (потенциалом для власти) и фактически в данное время
не способен добиться подчинения объекта.
Для обладания и осуществления власти субъект должен обладать
необходимыми ресурсами и источниками и быть способным исполь­
зовать их для достижения своих целей. Также в качестве условий
реализации политической власти должна стать возможность моби­
лизации ресурсов и готовность применить их в нужный момент. Это
условия относятся прежде всего к возможности реализации полити­
ческой власти.
Отметим еще аспект рассмотрения источников власти. Источни­
ки (ресурсы) власти становятся эффективными тогда, когда они на­
сущные и редкие (недостаточные). Эти свойства определяют значи­
мость ресурсов. В политологической литературе рассматриваются
возможные стратегии, с помощью которых субъект может повысить
значимость своих ресурсов. Первая стратегия — «блокировка резуль­
татов» — заключается в воспрепятствовании доступу объекта к же­
лаемым для него ценностям. Вторая — «формирование потребно­
стей» — направлена на выработку отношения у объекта к тем или
иным ценностям субъекта. Третья стратегия — «расширение власт­
ной структуры» — представляет собой создание альтернативных ис­
точников реализации потребностей субъекта, снимающих его зависи­
мость от других субъектов. «Отказ» — четвертая стратегия, которая выражается в решении субъекта пересмотреть «цену», которую он
платит в процессе обмена с другим субъектам.
В настоящее время существует классификация источников вла­
сти, предложенная X. Хекхаузеном (Хекхаузен, 1986, т. 1, с. 309) и
принятая в отечественной политической психологии. Выделяются
шесть источников власти и даются их характеристики.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности» з дисципліни «Психологія влади»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о железном пруте
Аудит нематеріальних активів. Мета і завдання аудиту
Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ПРОЕКТУВАННЯ
Стандартизація в галузі телекомунікацій. Організації — розробники...


Категорія: Психологія влади | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1097 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП