СИСТЕМНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕНЕТИКИ
В большинстве исследований в области генетической психофизио- логии традиционно рассматривались отдельные показатели ЭЭГ, КГР и т.п. или группы показателей, отражающие какую-либо предполагае- мую скрытую переменную, например свойства нервной системы [97]. Несмотря на то что все очевиднее становилась необходимость комп- лексного подхода, при котором изучению подвергалась бы система реакций либо физиологические характеристики исследовались бы как элемент более широкого круга поведенческих, психологических и психофизиологических признаков, попытки осуществить этот подход были осуществлены лишь в немногих программах. В качестве примера можно привести исследование X. Джоста и Л. Зонтаг [цит. по; 130а], в котором участвовали 16 пар МЗ близнецов, 54 пары сибсов и 1000 пар неродственников. В нем впервые была пока- зана генетическая обусловленность комплексной характеристики, на- званной авторами «автономным балансом». Эта характеристика была получена методом факторизации нескольких параметров вегетатив- ных функций и включала частоту дыхания и пульса, кровяное давле- ние и потоотделение.
344 В исследовании П. Звольского с коллегами [461] изучались психо- физиологические характеристики близнецов (15 пар МЗ и 19 пар ДЗ) в условиях ориентировочной реакции и в стрессогенных ситуациях, которые создавались специально по ходу эксперимента путем предъяв- ления сильных и/или неприятных стимулов. Анализировались частоты пульса, дыхания, моргания, а также КГР. В этой работе была показана высокая степень генетической обусловленности таких показателей, как ЧСС, частота дыхания (ЧД), а также КГР. Однако исследователи использовали весьма примитивную статистическую обработку, кото- рая сводилась к оценке наследуемости отдельных физиологических показателей, что не дало им возможности выделить обобщенные «вто- ричные» показатели вегетативного реагирования на стресс и оценить меру их наследуемости. В экспериментальном исследовании Б.И. Кочубея [84] изучалась природа индивидуальных особенностей двух реакций: ориентировоч- но-исследовательской и ориентировочно-оборонительной. При этом объектом анализа служили признаки двух уровней: единичные пока- затели и обобщенные характеристики. Первому уровню принадлежали следующие показатели; амплитуды ВП на звуки 80 и 105 дБ, амплиту- ды КГР, ЧСС, а также показатели интенсивности привыкания ВП и вегетативных реакций. Оценка и анализ этих показателей проводился традиционными методами (см. гл. XIV). Для получения обобщенных показателей использовался факторный анализ (метод главных компо- нент), позволяющий из всей совокупности коррелятивно связанных показателей выделить некоторые их группы (факторы), относящиеся к одной и той же латентной переменной. Затем с помощью специаль- ной статистической процедуры получали индивидуальные значения не по отдельным признакам, а по целостному фактору, т.е. характери- зующие индивидуальный уровень данной латентной переменной в целом. Они-то и принадлежали ко второму уровню признаков. Всего было выделено 13 главных факторов. Из них фактор I содержал большую часть характеристик КГР, фактор II — характеристики компонентов /V 100 и Р 200 слуховых ВП. Фактор III отражал индивидуальную нестабильность (аритмичность) сердечного ритма. Эти три фактора в сумме ответственны за 43% дисперсии совместно изменяющихся (ковариирующих) признаков. На примере данных факторов рассмотрим дальнейший ход анализа. Для обобщенных факторных оценок, как и для единичных при- знаков, подсчитывались коэффициенты внутриклассовой корреляции у МЗ и ДЗ близнецов, а также проводилось разложение фенотипичес- кой дисперсии. При этом оказалось, что три указанных фактора ха- рактеризуются наиболее высокой степенью генетической обусловлен- ности, генетическая компонента дисперсии для них варьировала от 0,63 до 0,81. По результатам разложения дисперсии обобщенных оце- нок (факторы I, II, III) можно судить о генетическом вкладе в меж-
345 индивидуальную вариативность не отдельных показателей психофи- зиологических реакций (КГР, ВП, ЧСС), а общих механизмов реа- лизации этих реакций в процессах обеспечения системной деятель- ности организма. Новый подход, в соответствии с которым объектом генетическо- го исследования выступают системные психофизиологические про- цессы на уровне организма как целого, был предложен Э.М. Рутман и Б.И. Кочубеем [132, гл. V]. С их точки зрения, целесообразно изучать наследуемость тех физиологических показателей, по которым в свете современных знаний можно судить о психической функции, о меха- низмах психической деятельности или о психических состояниях. Иначе говоря, психофизиологические показатели в психогенетике целесообразно использовать в качестве не только потенциальной ха- рактеристики «биологических основ» поведения, но и показателей, отражающих опосредованную психикой активность организма, кото- рая обеспечивает взаимодействие с внешней средой и достижение целей, в качестве характеристики деятельности определенных функ- циональных систем. Какие же функциональные системы целесообразно исследовать с генетических позиций? Э.М. Рутман и Б.И. Кочубей сформулирова- ли ряд критериев для выбора системного объекта генетического ис- следования. Целесообразно отдавать предпочтение относительно простым системам, содержащим элементы с достаточно надежными фи- зиологическими индикаторами. Желательно, чтобы исследуемая система поддавалась изучению уже на ранних стадиях индивидуального развития, поскольку в этом случае появляется возможность хотя бы в принципе про- следить определенные этапы ее онтогенетического развития (си- стемогенеза). Генетико-психофизиологическое исследование функциональных систем в процессе онтогенеза могло бы не только раскрыть механизмы их развития, но и предоставить дан- ные о структуре этих систем. Желательно, чтобы система имела общебиологическое значе- ние: если сходная система имеется и у животных, то это позво- ляет произвести дополнительный анализ с привлечением мето- дов генетики поведения. Исследуемая совокупность показателей должна быть в полном смысле системой, т.е. включать звенья, объединенные некото- рым системообразующим фактором (целью). Она должна быть источником развития более сложных, адап- тивно важных, предпочтительно социально ценных психологи- ческих образований, причем желательно, чтобы анализ каче- ственного перехода в таком развитии не зачеркивал полностью
346 момент преемственности, непрерывность в развертывании ис- ходной психофизиологической системы в более сложную, соб- ственно психологическую.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СИСТЕМНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕНЕТИКИ» з дисципліни «Психогенетика»