ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

СИСТЕМНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕНЕТИКИ
В большинстве исследований в области генетической психофизио-
логии традиционно рассматривались отдельные показатели ЭЭГ, КГР
и т.п. или группы показателей, отражающие какую-либо предполагае-
мую скрытую переменную, например свойства нервной системы [97].
Несмотря на то что все очевиднее становилась необходимость комп-
лексного подхода, при котором изучению подвергалась бы система
реакций либо физиологические характеристики исследовались бы как
элемент более широкого круга поведенческих, психологических и
психофизиологических признаков, попытки осуществить этот подход
были осуществлены лишь в немногих программах.
В качестве примера можно привести исследование X. Джоста и
Л. Зонтаг [цит. по; 130а], в котором участвовали 16 пар МЗ близнецов,
54 пары сибсов и 1000 пар неродственников. В нем впервые была пока-
зана генетическая обусловленность комплексной характеристики, на-
званной авторами «автономным балансом». Эта характеристика была
получена методом факторизации нескольких параметров вегетатив-
ных функций и включала частоту дыхания и пульса, кровяное давле-
ние и потоотделение.

344 В исследовании П. Звольского с коллегами [461] изучались психо-
физиологические характеристики близнецов (15 пар МЗ и 19 пар ДЗ)
в условиях ориентировочной реакции и в стрессогенных ситуациях,
которые создавались специально по ходу эксперимента путем предъяв-
ления сильных и/или неприятных стимулов. Анализировались частоты
пульса, дыхания, моргания, а также КГР. В этой работе была показана
высокая степень генетической обусловленности таких показателей,
как ЧСС, частота дыхания (ЧД), а также КГР. Однако исследователи
использовали весьма примитивную статистическую обработку, кото-
рая сводилась к оценке наследуемости отдельных физиологических
показателей, что не дало им возможности выделить обобщенные «вто-
ричные» показатели вегетативного реагирования на стресс и оценить
меру их наследуемости.
В экспериментальном исследовании Б.И. Кочубея [84] изучалась
природа индивидуальных особенностей двух реакций: ориентировоч-
но-исследовательской и ориентировочно-оборонительной. При этом
объектом анализа служили признаки двух уровней: единичные пока-
затели и обобщенные характеристики. Первому уровню принадлежали
следующие показатели; амплитуды ВП на звуки 80 и 105 дБ, амплиту-
ды КГР, ЧСС, а также показатели интенсивности привыкания ВП и
вегетативных реакций. Оценка и анализ этих показателей проводился
традиционными методами (см. гл. XIV). Для получения обобщенных
показателей использовался факторный анализ (метод главных компо-
нент), позволяющий из всей совокупности коррелятивно связанных
показателей выделить некоторые их группы (факторы), относящиеся
к одной и той же латентной переменной. Затем с помощью специаль-
ной статистической процедуры получали индивидуальные значения
не по отдельным признакам, а по целостному фактору, т.е. характери-
зующие индивидуальный уровень данной латентной переменной в
целом. Они-то и принадлежали ко второму уровню признаков.
Всего было выделено 13 главных факторов. Из них фактор I содержал
большую часть характеристик КГР, фактор II — характеристики компонентов
/V 100 и Р 200 слуховых ВП. Фактор III отражал индивидуальную нестабильность
(аритмичность) сердечного ритма. Эти три фактора в сумме ответственны за
43% дисперсии совместно изменяющихся (ковариирующих) признаков. На
примере данных факторов рассмотрим дальнейший ход анализа.
Для обобщенных факторных оценок, как и для единичных при-
знаков, подсчитывались коэффициенты внутриклассовой корреляции
у МЗ и ДЗ близнецов, а также проводилось разложение фенотипичес-
кой дисперсии. При этом оказалось, что три указанных фактора ха-
рактеризуются наиболее высокой степенью генетической обусловлен-
ности, генетическая компонента дисперсии для них варьировала от
0,63 до 0,81. По результатам разложения дисперсии обобщенных оце-
нок (факторы I, II, III) можно судить о генетическом вкладе в меж-

345 индивидуальную вариативность не отдельных показателей психофи-
зиологических реакций (КГР, ВП, ЧСС), а общих механизмов реа-
лизации этих реакций в процессах обеспечения системной деятель-
ности организма.
Новый подход, в соответствии с которым объектом генетическо-
го исследования выступают системные психофизиологические про-
цессы на уровне организма как целого, был предложен Э.М. Рутман
и Б.И. Кочубеем [132, гл. V]. С их точки зрения, целесообразно изучать
наследуемость тех физиологических показателей, по которым в свете
современных знаний можно судить о психической функции, о меха-
низмах психической деятельности или о психических состояниях.
Иначе говоря, психофизиологические показатели в психогенетике
целесообразно использовать в качестве не только потенциальной ха-
рактеристики «биологических основ» поведения, но и показателей,
отражающих опосредованную психикой активность организма, кото-
рая обеспечивает взаимодействие с внешней средой и достижение
целей, в качестве характеристики деятельности определенных функ-
циональных систем.
Какие же функциональные системы целесообразно исследовать с
генетических позиций? Э.М. Рутман и Б.И. Кочубей сформулирова-
ли ряд критериев для выбора системного объекта генетического ис-
следования.
‰ Целесообразно отдавать предпочтение относительно простым
системам, содержащим элементы с достаточно надежными фи-
зиологическими индикаторами.
‰ Желательно, чтобы исследуемая система поддавалась изучению
уже на ранних стадиях индивидуального развития, поскольку в
этом случае появляется возможность хотя бы в принципе про-
следить определенные этапы ее онтогенетического развития (си-
стемогенеза). Генетико-психофизиологическое исследование
функциональных систем в процессе онтогенеза могло бы не
только раскрыть механизмы их развития, но и предоставить дан-
ные о структуре этих систем.
‰ Желательно, чтобы система имела общебиологическое значе-
ние: если сходная система имеется и у животных, то это позво-
ляет произвести дополнительный анализ с привлечением мето-
дов генетики поведения.
‰ Исследуемая совокупность показателей должна быть в полном
смысле системой, т.е. включать звенья, объединенные некото-
рым системообразующим фактором (целью).
‰ Она должна быть источником развития более сложных, адап-
тивно важных, предпочтительно социально ценных психологи-
ческих образований, причем желательно, чтобы анализ каче-
ственного перехода в таком развитии не зачеркивал полностью

346 момент преемственности, непрерывность в развертывании ис-
ходной психофизиологической системы в более сложную, соб-
ственно психологическую.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СИСТЕМНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕНЕТИКИ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві
Позичковий процент та його диференціація
Аудит вилученого капіталу
Технологічний процес кування
Сучасний стан систем телекомунікацій в Україні


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 786 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП