ДВА ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ГЕНОТИПОМ И ФЕНОТИПОМ
Между генотипом и фенотипом нет неопосредованной зависимо- сти. Между геном и первичным биохимическим проявлением его дей- ствия (например, синтезом какого-либо белка), с одной стороны, и влиянием этого гена на поведение — с другой, прямого соответствия не существует. Влияние генов на поведение имеет опосредованный характер. В той мере, в какой индивидуальные различия в психике и поведении передаются по наследству, они представляют собой ре- зультат сложнейших биохимических процессов. Непосредственное био- химическое проявление гена и его влияние на психологические осо- бенности разделены «горным хребтом» промежуточных биомолеку- лярных событий. Для изучения зависимости между геном (или генотипом) и поведе- нием (или фенотипом) исследователи располагают двумя подходами. Разница этих подходов определяется начальной точкой движения: пер- вый подход предполагает движение от фенотипа к генотипу, второй — от генотипа к фенотипу. Отправляясь от наблюдаемого (от фенотипа), исследователь должен прежде всего удостовериться в том, что анали- зируемый признак действительно подвержен влиянию со стороны дан- ного гена, и только затем переходить к изучению последнего. В рамках этого подхода сначала изучаются законы передачи анализируемого признака по наследству, затем картируют* ген, детерминирующий развитие этого признака, а потом изучают генный продукт (белок). Второй подход предполагает противоположное направление дви- жения — от гена (генов) к фенотипу. Данная аналитическая стратегия заключается в локализации изучаемого гена, определении его струк- туры и описании его нуклеотидов. Знание последовательности нукле- отидов на участке ДНК, функция которого неизвестна, позволяет сделать вывод о последовательности аминокислот в белке, за синтез которого этот участок отвечает. Зная такую последовательность, мож- но синтезировать искомый белок, а затем ввести его животному с целью изучения его функций. Инъекция «чужого» белка вызывает об- разование у животного специфических антител, которые дают воз- можность выяснить, в клетках какого типа производится изучаемый белок и какова его функция. Более того, зная нуклеотидную структуру гена, ответственного за производство изучаемого белка, исследова- тель может вызвать искусственные мутации гена. Изменив структуру данного белка, можно изучать изменения в фенотипе, вызываемые такими мутациями. Психогенетика как наука, развивающаяся на стыке генетики и психологии, характеризуется двойственностью своих исследовательс-
5* 67 ких задач: они пересекаются с задачами собственно генетическими и собственно психологическими. Конечной целью генетического иссле- дования человеческого организма, общей с целями генетических ис- следований других живых организмов, является идентификация гена (генов), ответственного за формирование тех или иных поведенчес- ких признаков, его положения на хромосомной карте и описание гена и его продуктов. Отсутствие продуктов этого гена — носителя опреде- ленного поведенческого признака — в организме человека или обна- ружение корреляции между мутацией гена и анализируемым призна- ком служат свидетельством того, что найденный ген вовлечен в фор- мирование и(или) проявление анализируемого признака. После того как ген картирован и его продукт описан, изучение белка, синтез которого контролируется исследуемым геном, может привести к пониманию физиологического механизма изучаемого при- знака. Исследование физиологического механизма признака, в свою очередь, может помочь разработке профилактических программ (как биологических, так и небиологических), целью которых является уменьшение или полная остановка неблагоприятного влияния бел- ков, синтезируемых в результате вредоносных мутаций исследуемого гена. В конце концов, поняв систему, в которую вовлечен изучаемый ген, исследователи, возможно, смогут разработать программы, по- зволяющие заменять вредоносные аллели-мутанты новыми, «здоро- выми» вариантами гена. Конечной целью психологического исследования является понима- ние этиологии и структуры анализируемого признака, обнаружение факторов, влияющих на его индивидуальное развитие, и тех характе- ристик среды (культурной, социальной, групповой, семейной или индивидуальной), которые позволяют влиять на развитие, а также макро- и микрофункционирование данного признака. Психогенетические исследования подчиняются обеим целям, изу- чая генотип и среду в их непрерывном взаимодействии, объединяя в себе методологию и инструментарий обеих наук. * * * Изменчивость, межиндивидуальная вариативность — неизбежная форма существования живых организмов. Она формируется в резуль- тате взаимодействия наследственных и средовых факторов, комбина- ция которых уникальна для каждого живого организма. Общие закономерности наследования признаков систематизиро- ваны в рамках хромосомной теории наследственности, центральные понятия которой — «хромосома», «генотип», «ген» и «аллель». Продуктом реализации данного генотипа в данной среде является фенотип — наблюдаемые морфологические, физиологические, пси-
68 хологические характеристики организма. Фенотипы не наследуются, а формируются в течение жизни в результате взаимодействия геноти- па и среды. Одним из центральных понятий при описании этого взаи- модействия служит понятие «норма (диапазон) реакции».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДВА ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ГЕНОТИПОМ И ФЕНОТИПОМ» з дисципліни «Психогенетика»