Анализ литературы по проблеме психологических особенностей детей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, показывает широкий спектр исследований, направленных на решение коррекционных и развивающих программ, поддерживающих больного ребенка. Увы, приходиться подчеркнуть тот факт, что далеко не все средства достижения современной психологической мысли (академическая психология, практическая психология) реализуются в построении техник взаимодействия и взаимоотношений с больными людьми. В частности в стороне от активного использования в сфере деятельности медицинских учреждений стоят разработки транзактных аналитиков, одним из направлений которых является анализ сценариев жизни личности (скрипт-анализ). Мы предлагаем использовать некоторые категории и подходы, существующие в транзактном анализе к пониманию специфики детского заболевания. Ключевыми идеями являются разработанная в рамках теории транзактного анализа концепция сценария жизни, а также категория образов мироустройства. Сценарий понимается как выработанная в детстве программа жизни, основанная на собственном решении, под влиянием родительских посланий и упроченная в более позднем возрасте [Берн Э., 2004]. Образы мироустройства - это привносимые субъектом конструкты, выступающие для него самого в своих видимых формах; именно в них субъект осмысливает мир. Основываясь на этих идеях, мы провели исследование, целью которого явилось определение специфики образов мироустройства детей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями в контексте скрипт-анализа личности. Исследование проводилось на детях в возрасте от 6 до 17 лет, с различными соматическими заболеваниями, а также здоровых детях. Всего в исследовании приняло участие 22 ребенка, из них 10 здоровых детей и 12 детей с установленным медицинским диагнозом соматического заболевания (врожденного или возникшего в течение жизни), среди которых: детский церебральный паралич, ревматоидный артрит, бронхиальная астма, желудочно-кишечные заболевания (целиакия, болезнь Крона), а также онкологические заболевания. Исследование группы больных детей проводилось на базе ГОУ Центра Образования «Технологии обучения» Департамента образования г. Москвы. В исследовании использовались следующие методики. 1. Проективная техника «нарисуй мир» (5 рисунков). Первый рисунок - «мой мир». В следующих четырех рисунках появлялась идея «волшебной палочки». В инструкции отмечалось, «вообрази, что есть волшебная палочка, которой если взмахнуть, можно все поменять, сделать волшебным, сказочным и т. д. изобрази, как поменяется твой мир, если волшебная палочка оказывается в руках: 1) доброго волшебника, 2) злого волшебника, 3) папы, 4) мамы (или лиц, замещающих родителей). Таким образом, дети рисовали «реальный мир», «добрый мир», «злой мир», «папин мир», «мамин мир». Процедура исследования записывалась на видеокамеру. 2.Структурированное интервью. Интервью стимулирует вербальную проекцию основных компонентов скриптового аппарата. 3. Опросник «чтение мыслей», предложенный В. А. Петровским. Модифицированный вариант опросника «ранних решений» (В.А. Петровского и С.В. Максимовой), который представляет собой набор утверждений (в форме «я-высказываний»), соответствующих основным группам приказаний, выделенных Робертом и Мари Гулдингами, лежащих в основе ранних решений, а также пяти основным директивам: будь сильным, будь совершенством, радуй других, старайся, торопись [Гулдинг М., Гулдинг Р., 1997]. Методика «чтение мыслей» включает в себя все утверждения опросника «ранних решений» в форме «ты-высказываний». В инструкции предлагается прочитать мысли родителей (или тех, кто воспитывает/воспитывал) испытуемого. Мы придерживались трех подходов к анализу полученных результатов: контент-анализ рисунков, скрипт-анализ рассказов, совмещение первого и второго - синтез контент-анализа и скрипт-анализа. В результате контент-анализа были выявлены следующие тенденции. По замыслу рисунков (прямой или метафорический), в мамином мире у соматически больных детей наблюдалось снижение процента испытуемых, использующих прямой замысел (соответственно возрастание метафорического) в отличие от группы здоровых детей. Возможно, это связано с частотой контакта больных детей с матерью, с ощущаемой поддержкой в «мамином мире», т.о. ребенок выходит на метафорическое описание мира, как механизм совладания со сложившейся ситуацией. Соматически больные дети, также чаще и больше, нежели здоровые дети использует в рисунках текст, зачастую целыми фразами, при этом тексты на рисунках часто появляются именно в родительских мирах. На наш взгляд, уход от создания образов, обращение детей к тексту, т.е. снижение креативности напрямую связано с родительскими запретами на творческую деятельность, содержащихся в посланиях больным детям. Данное предположение подтверждается результатами, полученными и по методике «Чтение мыслей». Отличительной чертой группы соматически больных детей является «вчитывание» своим родителям мыслей, объединенных в группу приказаний «не твори». Скрипт-анализ был направлен на определение основных элементов берновского скриптового аппарата и транзактный анализ вербальных и невербальных паттернов поведения («драйверов»), управляющих протеканием сценария во времени, а также скриптовый, т. н. висельный смех. Различные элементы скриптового аппарата проявляются в рассказах детей, и локализуются в разных «мирах», позволяя в некоторых случаях делать выводы о том, кто из родителей является «посланником» этих элементов в прошлом. Проводя совмещенный контент и скрипт анализ, мы обращали внимание на объекты, их число, отношения между ними в частности нас интересовали повторяющиеся объекты. Например, выявились закономерные связи между временем начала заболевания, сегодняшним возрастом ребенка и, возможно, перспективами его жизни, согласно сценарию. В случае, когда заболевание имеет врожденный характер, строение объектов, метрические отношения между частями объектов на рисунках символизируют включенность болезни в сценарий. Было выявлено в некоторых случаях, что при отсутствии соответствующих посланий от родителей, болезнь все равно включена в сценарий. Берн писал, что скрипто-вый аппарат строится из своеобразных гаек и винтиков, что-то вроде набора «сделай сам», часть которого дают родители, а часть сам ребенок. Мы предположили, что помимо посланий, поступающих от родителей (о чем пишет Берн), сама болезнь может выступать «источником» подобных посланий. Перефразируя Берна, относительно детей с врожденным заболеванием можно сказать, что сценарий это своеобразный набор «сделай сам», часть из которого вкладывает заболевание, часть сам ребенок, а часть дают родители. Итак, мы приходим к некоторым общим положениям, которые, конечно, нуждаются в дополнительном эмпирическом обосновании и аргументации. Существует связь между особенностями построения образов мироустройства и индивидуальным жизненным сценарием; связь эта выражается в проекции ключевых моментов сценария жизни на образы мироустройства. Заболевание и жизненный сценарий ребенка взаимосвязаны. Врожденное или раннее заболевание может накладывать определенные ограничения на болеющего ребенка. Эти ограничения могут восприниматься ребенком в свой адрес как негативные послания, на основании которых он может принять ранее решение и построить определенный план своей жизни. Таким образом, допустимо предположить, что болезнь, изначально формируя сценарий, становится частью скрип-тового аппарата. В случае если раннее решение было принято ребенком на основе родительских посланий помимо заболевания, болезнь выступает как способ продвижения личности по траектории сценария. В этом случае речь может идти о механизме соматизации. Мы при этом не исключаем еще одного варианта протекания соматического заболевания, - когда оно не включено в сценарный план жизни и не выступает скриптовым регулятором. 5. Болезнь, включенная в сценарий, может определять два основных пути сосуще- ствования с болезнью: скриптовый путь «болезнь побеждает меня», или антискрипто- вым - «я побеждаю болезнь» (в этом случае речь идет о механизме сверхкомпенсации неполноценного органа, описанного Адлером). И в том и в другом варианте прожива- ние жизни является проявлением ранее сформированного сценария. Поэтому уместна психотерапия, направленная на перерешение [Гулдинг М., Гулдинг Р., 1997]. Выявленные в ходе исследования тенденции важны для диагностики места и роли заболевания в жизни ребенка, а также построения дальнейшей терапии, направленной на разотождествления ребенка со своей болезнью, уход от накладываемых ею скрипто-вых ограничений и автономное, спонтанное, свободное проживание жизни.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СПЕЦИФИКА ДЕТСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»