ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Психологические вопросы отклоняющегося поведения, как и нравственно- правовые отношения личности, связанные с нарушениями закона и правопорядка, издавна интересовали представителей таких наук, как юриспруденция, особенно криминология, психология, социология, философия, педагогика, этика и др. В XX веке проблемы борьбы с преступностью и ее социально-психологической профилактики активно разрабатывались как со стороны видных криминологов (К. Игошев, 1969; В. Кудрявцев, 1968; П. Дубинин, 1982; И. Карпец, 1982 и т.д.) так и юридическими психологами (С. Арзуманян, 1980; В. Васильев, 1998; А. Ратинов, 2004; М. Еникеев, 1997 и др.) Нравственно-правовая деформация личностных свойств и качеств в свете психолого-криминологической теории становления личности правонарушителя -это процесс криминализации социальных установок или образования установок нравственно-неадекватного поведения (С. Д. Арзуманян, 2000). Дифференцируя криминогенные установки по показателям их криминализации, автор выделяет пять последовательных стадий (этапов) с адекватными установками. Первую стадию можно условно называть латентной, а установку общеэмоциональной, которая обуславливается внешними эмоциогенными социальными событиями и обстоятельствами. На этой стадии пока еще латентно проявляется отрицательное эмоциональное состояние, которая ложится в основу установок девиантного поведения личности. На второй стадии процесса криминализации социальных установок несовершеннолетних образуются отрицательные эмоциональные установки к определенному поведению и деятельности взрослого. На третьей стадии отрицательные эмоциональные установки с одной стороны вербализируются и осознаются личностью, а с другой-превращаются в соответствующие негативные установки и ложатся в основу отклоняющегося социального поведения. Четвертая стадия становления личности правонарушителя отражает предкрими-ногенные установки в классификации установок нравственно-неадекватного поведения, где внутренняя тенденция неадекватного поведения, неправомерные потребности и желания вербализируясь, осознаваясь личностью, начинают проявляться в конкретных предосудительных поступках, непреступных правонарушениях и т.д. На пятой стадии вербализованные, но уже криминогенные установки перерастают в действенные, деятельные установки, толкая личность на конкретные противоправные действия. Раскрытая психологическая характеристика стадиального развития и проявления установок социально неадаптивного поведения, которая является результатом ошибок и недостатков начальной социализации и продолжительного неблагоприятного социального воздействия позволяет выделить некоторую степень социальной патологии личности. Образно говоря, преступному действию или поведению предшествует период, когда личность деформируется социально и приобретает общественно неполноценные свойства и качества, представления, взгляды и убеждения, черты характера, нормы общения и пр., которые могут стать социально-психологическими предпосылками и мотивами будущего криминогенного поведения. Данный период и является этапом социальной патологии личности детей и подростков, который проявляется в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфере личности. Проведенные нами исследования, а также анализ других исследований девиант-ного поведения, убеждает нас в том, что генезис правонарушений начинается с социальной патологии личности, социопатогенеза. Социальная патология личности - явление с психоло-криминологическим содержанием, которое является предметом анализа юридической психологии. Этим термином обозначается и тот процесс социальной (в составе которого и нравственно-правовой) деформации личности, во время которой постепенно расшатываются основы социальных установок и ориентировок, нарушается ее социальное становление, взаимоотношения, появляются тенденции асоциального поведения в форме вербальных установок. Как образно отмечает известный исследователь в сфере юридической психологии Л. М. Зюбин (1969), социопатогенез - это ломка, нарушение эмоциональных отношений между личностью и обществом, на основе которой нарушаются и отношение другого порядка, толкая человека на криминализацию. Социопатогенез - это сложный, насыщенный противоречиями и конфликтами процесс, где складываются начальные психологические предпосылки для криминализации личности. Хотя об этом процессе говорят и пишут многие исследователи (Л. Зю-бин, 1969; С. Арзуманян, 2000; А. Арзуманян, 2004; К. Игошев, 1969; В. Кудрявцев, 1976 и мн. др.), однако это явление до сих пор не стало предметом отдельного монографического исследования. Этот процесс отмечается социально-патологическими проявлениями, в составе которых С. Д. Арзуманян выделяет внутренную скрытую (иногда и открытую) вредность и неприязнь, недоброжелательность, жадность, эмоциональную неотзывчивость или тупость, непринципиальность, неискренность, лживость, цинизм, эгоцентричность, заносчивость, непорядочность, нечеловечность и жестокость, агрессивность, слабоволие и слабохарактерность, неимение собственного мнения, недоверчивость, ненадежность, конформизм, терпимость по отношению к злому, неправдивость, склонность к предосудительным аморальным поступкам и им подобные другие неблагоприятные свойства и качества, представления и ориентации, которые выражают степень нравственной деградации (уровень социальной патологии) личности. К описанным социальным и нравственным личностным преобразованиям прибавились и личностные неблагоприятные проявления, выявленные другими нашими исследованиями. Ими послужили неадекватные восприятия, непринятие или игнорирование внешних социальных (положительных, принятых в обществе) воздействий, внутренняя личностная восприимчивость к неблагоприятным социальным влияниям. Социально адекватные, позитивно направленные воздействия личность воспринимает неадекватно, сопротивляется, проявляет недоверие, пренебрегает ими. Такое неадекватное их восприятие опосредствуется отрицательной эмоциональной установкой к родителю /учителю/, деформированными эмоциональными отношениями между ними. Последними обусловлены также натянутые, отчужденные отношения, частые конфликты, пренебрежение мнением другого и пр. Неадекватные восприятия социальных воздействий ложатся в основу социопатологических проявлений личности: расшатываются моральные устои, деформируются основы нравственного и правового сознания, проявляются отрицательные психологические новообразования в форме неадекватных суждений, мнений, а также в конкретных поведенческих актах /проступках, непристойных действиях и пр./. Подобные отрицательные личностные преобразования выступают как психологические новообразования, которые по своему существу конфликтогенные и содержат психологические предпосылки правонарушающего и нравственно-неадекватного поведения с тенденцией дальнейшей криминализации. В исследованиях психолого-криминологической причинности девиантного поведения детей и подростков (так и взрослых) выявляются взаимодействие и взаимообусловленность обьективных и субьективных неблагоприятных факторов. Наши исследования выявляют ряд обьективных (СМИ и другие источники информации, социальные негативные явления, неблагоприятная семья и социальная среда, непосредственно влияющие отрицательные факторы и т.д.) и субьективных (неблагоприятные личностные новообразования и направленность личности, отрицательные эмоциональные установки, отрицательное отношение, конфликтные межличностные отношения, деформация правосознания и нравственного сознания и т. д.). В группе обьективных неблагоприятных факторов особое место уделяется категории неблагоприятная семья, со всеми ее проявлениями (межличностные отношения, психологическая атмосфера, средства воздействия и пр.) в частности подразумеваются: семьи, где у родителей холодные, официальные и равнодушные отношения, что резко снижает уровень заботливого отношения к ребенку; конфликтные семьи - где дети периодически подвергаются психологическому и физическому насилию; семьи с криминогенными отношениями между родителями, где в условиях перманентного социально-опасного воздействия ребенок приобретает действенные установки криминального поведения; разведенные семьи, что сам по себе психотравмирующий фактор для детей; семьи, где отец скончался или покинул семью, что существенно препятствует процессу социальной адаптации детей в социуме и т. д. дети ''матерей-одиночек'', которые в своей микросреде не могут избежать ярлыка ''незаконнорожденный'' и пр. семьи, где растет единственный ребенок и на фоне возможной гиперопеки, у ребенка развивается неадекватное восприятие себя, окружающей среды и т. д. В ряде неблагоприятных субьективных факторов мы уделили особое значение исследованию нравственного - правового сознания и образованию отрицательных эмоциональных установок. Некоторое отклонение нравственного-правового сознания не станет причиной криминального поведения, но, тем не менее, отражает неуважительное, равнодушное отношение ребенка к праву и правопорядку, к различным нравственным, правовым, социальным, а также бытовым нормам. Если подросток не осознает необходимости следовать и выполнять различные нравственно-правовые нормативные требования, не чувствует ответственности и не боится, значит он на пути к развитию правонарушающегося поведения. Таким образом в основе психолого-криминологической причинности девиантного поведения лежит деградация во первых нравственного сознания, а потом и правововго. В результате иследований, мы выявили также несколько обьективно-субьективных факторов, которые хотя и исходят из личности и являются субьективны-ми, но они по своей природе обьективные, поскольку не зависят от нее. Например: низкие нравственные и моральные качества-это субьективный фактор, но могут быть обусловлены плохим воспитанием и т. д., а также недоразвитый интелект и другие способности личности, недостатки эмоционально-волевой сферы, недостатки психического развития и ЦНС и пр. Взаимодействие данных обьективных, субьективных и обьективно-субьективных отрицательных факторов отражают степень социальной патологии личности ребенка (А. Арзуманян, 2004). По утверждению криминологов В. Кузнецова (1971), В. Когана (1971), В. Кудрявцева (1976) и других, основным механизмом, порождающим правонарушения, выступает взаимодействие субьективных причин (недостатки общественного сознания) с обьективными условиями общественного развития. Представление социопатологии, как проблему психологического исследования, продиктовано необходимостью ранней социально-психологической профилактикой правонарушений и детской преступности. В основе такого исследования в обобщенной форме лежит гипотеза, согласно которой становление личности преступника имеет поэтапное развитие. Не противоправному, уголовно не наказуемому (но содержащие преступные элементы) и криминальному поведению предшествует период, на протяжении которого личность приобретает социально (общественно) неадекватные, деформированные свойства и качества, неадекватные, неприемлемые мысли и идеи, представления и убеждения, неприемлемые или отвергаемые вербальные установки, скрытые или явные аморальные влечения или потребности. Иначе говоря, личность внутренне социально разлагается, деформируется, пока что на уровне мысли и слова, психологически готовится к будущему асоциальному или противоправному поведению. Рассматривая преступление как социальную болезнь или социальную патологию (так предлагает известный армянский психолог Гурген Эдильян), мы к понятию патология прибавляем корень социо, чтобы стало понятным, что речь идет о нарушениях, отклонениях личностного и социального характера, а не патологических, болезненных изменениях. Из выдвинутой научной гипотезы вытекает, что основной целью исследования социопатологии личности является раскрытие психологических закономерностей и причин девиантного поведения, а также выделение психологических путей предупреждения и преодоления ее дальнейшего развития. Основная цель предполагает решение задач, направленных на раскрытие причинности девиантного поведения, на разработку путей коррекции и ранней профилатики. Происходящие с личностью эти отрицательные преобразования представляются как процесс социопатологии, пресечение которой является проблемой теории и практики юридических и психологических наук и требует фундаментальных исследований.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»