ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ТЕЛУ У МАЛЬЧИКОВ С МАЛЫМИ ФОРМАМИ НАРУШЕНИЯ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ
Личность и ее структура уже многие столетия интересуют философов и психологов. Существует множество различных подходов и точек зрения на определение личности, выявление ее характеристик, свойств и наиболее важных компонентов. За последние десятилетия наибольшую популярность приобрел системный подход к объяснению и описанию личности [7,8]. Идентичность, в свою очередь, считается одним из основных компонентов личности и выполняет интегративную функцию [9].
Такая интегративная Я-функция позволяет человеку понимать и ощущать себя, собственное «Я», и влияет не только на состояние психики человека, но и на его межличностные взаимодействия, профессиональные навыки и удовлетворенность жизнью в целом. Образ Я в процессе жизни постоянно претерпевает изменения под влиянием окружающего мира. Отношение к образу «Я», как психическому, так и телесному, в обществе так же постоянно меняется, что не может не отражаться на индивидуальном ощущении самого себя [9].
Первое, с чем мы сталкиваемся с появлением новой жизни еще во внутриутробном периоде это телесное Я. По-видимому, телесное Я состоит из потоков органических ощущений, которые идут от внутренних органов, мышц, сухожилий, суставов, вестибулярных каналов и других частей тела [6]. Как психологический феномен, телесность начинает формироваться с рождения и оказывает непосредственное влияние на становление целостной личности и аутоидентичности. Термин «идентификация», широко используется в современной науке как междисциплинарный. Точка зрения на идентификацию как на единство «внешних» и «внутренних» влияний на становление и функционирование личности, оказала влияние на исследование социального в аспекте идентификации как зарубежными (Э. Гоффман, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Дж. Мид, С.
Московичи, Ж. Пиаже, X. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Э. Эриксон и др ), так и отечественными мыслителями (Л. Выготский, В. Мухина, Б. Поршнев, С. Рубинштейн, В. Ядов).
По данным В.В. Абраменковой, Д.Н. Исаева, В. Е. Кагана, В. С.Мухиной, Т. А. Репиной в последние десятилетия изменился тип половой социализации детей [1,2,4,5]. Если раньше он был маскулинным для мальчиков и феминным для девочек, то теперь он стал инверсионным. Другими словами, девочки усваивают в большей степени маскулинные роли, а мальчики - феминные. Кроме того, в российском обществе отмечается феминизация воспитания, на которую указывают Д. Н. Исаев, В. Е.Каган, Т. А. Репина [2,6]. Это способствует усложнению процесса полоролевой идентификации для мальчиков.
Половая дифференциация - это совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Она обусловлена как биогенетической, так и социокультурной детерминантой и является первой и важнейшей личностной категорией, которая усваивается ребенком. Однако, если у ребенка имеются врожденные аномалии половой дифференцировки на анатомическом уровне, этот процесс будет проходить с серьезными нарушениями. Особого внимания заслуживают ситуации, в которые попадает семья, где появился ребенок с любой формой поражения органов репродуктивной системы, особенно видимой «ad oculus»96. Среди таких нарушений наиболее частыми являются: отсутствие одного или обоих яичек (крипторхизм), отсутствие, искривление, ротация или уменьшение полового члена, смещение наружного отверстия уретры (гипоспадия), увеличение молочных желез у мальчиков, симптомы задержки или преждевременного полового развития. Перечисленные нарушения относятся к малым формам аномалий половой дифференцировки и являются наиболее распространенными. Частота в популяции указанных нарушений по данным разных авторов составляет 0,3 — 2,7% [3].
На сегодняшний день проблема нарушения половой дифференцировки у мальчиков становится все более и более актуальной не только по причине ее распространенности, но более по причине развития множества в первую очередь психологических последствий, как для личности, так и для общества в целом [2,3]. Подобные нарушения имеют врожденный характер и, начиная с первого года жизни, оказывают влияние на формирование образа тела, осознание своей принадлежность к мужскому полу, а в будущем на определение своего места в обществе. Изменения восприятия себя наиболее ярко проявляются в подростково-юношеском возрасте, что может провоцировать трудности в построении отношений с противоположным полом, трудности в самореализации, сексуальные девиации [3].
С целью исследовать структуру личности и отношение к телу у мальчиков-подростков с малыми формами нарушения половой дифференцировки было проведено эмпирическое исследование на базе Краевого клинического центра материнства и детства, трех городских поликлиник и с/ш №28 г. Владивостока.
Материал и методы исследования. Выборка представлена 32-мя мальчиками-подростками 13-15 лет, с врожденными малыми формами нарушения половой диффе-ренцировки, оперированными в сроки от 7 до 15 лет. Контрольную группу составили 30 здоровых мальчиков, учащихся 7-8 классов, в возрасте от 13 до 15 лет.
Для реализации цели эмпирического исследования использовались следующие методы: клинико-психологическое интервью, архивный метод, Я структурный тест Аммона (ISTA) и методика «Цветоуказания неудовлетворенности собственным телом» (САРТ), а так же статистические методы обработки данных (критерий ранговых сумм Манна-Уитни и ранговая корреляция по Спирмену).

Ad oculus (от лат.) - на глаз

Анализ и обсуждение полученных результатов.
Результаты исследования Я-функций личности методом (ISTA) в экспериментальной и контрольной группах мальчиков-подростков представлены на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительные показатели экспериментальной и контрольной групп по
ISTA.
Как видно из представленных данных у мальчиков с малыми формами нарушения половой дифференцировки имеются средние значения по конструктивным шкалам («конструктивной агрессии», «конструктивной тревоги», «конструктивного внешнего Я-отграничения», «конструктивной сексуальности»), в то время как у здоровых отмечается высокий уровень. Это позволяет говорить об ослаблении или даже нарушении гибкой эмоциональной регуляции поведения у мальчиков экспериментальной группы. Уровень их активности часто не совпадает с имеющимися трудностями реального жизненного положения вещей. При этом отмечается нарушение способности к контролю межличностной дистанции, проблемы установления оптимальных интерперсональных контактов, снижение способности к рациональному использованию имеющихся сил, ресурсов и времени, трудности в постановке и отстаивании личностно значимых целей. Недостаточная согласованность эмоционального опыта, связанного с объектными взаимодействиями, трудности в расширении и интеграции новых впечатлений могут проявляться в нежелании строить близкие дружеские и интимные отношения, а так же в трудностях установления контактов.
По шкале сексуальности определен средний уровень «деструктивной сексуальности», в то время как у мальчиков контрольной группы определены высокие значения показателя данной шкалы. Это можно связать с общим высоким уровнем сексуальной активности в подростковом возрасте с невозможностью полной его реализации. Наиболее важным и значимым на наш взгляд является наличие высокого уровня «дефицитар-ной сексуальности», что позволяет предполагать, что подросткам с нарушением половой дифференцировки свойственна низкая сексуальная активность, стремление избегать половых контактов вплоть до полного отказа от них, тенденция заменять реальные сексуальные отношения фантазиями. Они не способны испытывать радость от собственного

107

тела, коммуницировать свои желания и потребности другим, легко теряются в ситуациях, требующих сексуальной идентификации и сексуальной открытости. Данную тенденцию можно объяснить тем, что у подростков экспериментальной группы имеется искажение телесной идентичности. Анализ достоверности различий показал наличие значимой разницы между группами в показателях шкал конструктивной агрессии (P<0.001), конструктивной тревоги (P<0,002), конструктивного внешнего Я-отграничения (P< 0,01), конструктивной сексуальности (P<0.001). Указанные показатели достоверно выше у здоровых мальчиков-подростков. Показатели деструктивной (P< 0,05) и дефицитарной (P< 0,01) сексуальности достоверно выше у мальчиков экспериментальной группы.
Анализ результатов исследования неудовлетворенности подростков своим телом (методика CAPT) показал наличие высокого уровня неудовлетворенности по всем шкалам у мальчиков экспериментальной группы. При этом наиболее высокий уровень неудовлетворенности выявлен по шкалам «Score1» и «Общий показатель», в которые входит оценка областей бедер, таза, живота и генитальной зоны. Причиной неудовлетворенности областью таза и живота могут быть проблемы, связанные с сексуальностью, отношением к отцовству, а также бесплодию. Эти вопросы являются наиболее значимыми для подростков экспериментальной группы, так как нарушение половой дифференцировки приносит не только физиологические и психологические неудобства, но и является одной из основных причин бесплодия (особенно двусторонний криптор-хизм). Бедра и таз - это места выражения сексуальных проблем, а так же самовыражения женской и мужской природы. Область таза также связана с эмоциональной, личностной и интеллектуальной разгрузкой. Неудовлетворенность этой зоной может говорить о неумении разгружаться и привычке держать все в себе, трудностях в установлении близких контактов.

108
Таким образом, неудовлетворенность испытуемыми экспериментальной группы своим телом и в частности теми зонами, которые связаны с сексуальностью, полороле-вой идентификацией, репродуктивной функцией, а так же областями, отвечающими за выражение эмоций, явно проявляется в беспокойстве о своей сексуальной функции и необходимости продолжать род, выполняя роль отца.

Полученные данные позволяют говорить о том, что формирующаяся структура личности и отношение к собственному телу у мальчиков-подростков с малыми формами нарушения половой дифференцировки имеет достоверные отличия от таковой у здоровых мальчиков-подростков. Сниженная активность и способность идентифицировать опасность, слабо сформированная способность адекватной оценки ситуации и постановки целей, несформированность полноценного образа тела, полоролевой идентичности и дефицит в сексуальной сфере, с тенденцией избегать ее, трудности в установлении контактов с окружающими и неудовлетворенность собственным телом могут привести к различным невротическим, депрессивным или сексуальным расстройствам. Такая картина напрямую будет влиять на поведение, адаптацию в обществе и отношение к жизни в целом.
Из всего выше сказанного следует, что мальчики с малыми формами нарушения половой дифференцировки, прооперированные в поздние сроки, нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи, направленной на коррекцию дефицитарных и развитие конструктивных показателей личности и достижения удовлетворенности собственным телом.
Мы предполагаем, что выявленные нами отличия могут отсутствовать у мальчиков, прооперированных до 1,5-2х лет, т.е., до начала процесса половой идентификации. Следовательно, можно рекомендовать всем пациентам с такой патологией проходить своевременное оперативное лечение.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ТЕЛУ У МАЛЬЧИКОВ С МАЛЫМИ ФОРМАМИ НАРУШЕНИЯ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Якість створення продукту
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
Аудиторський висновок та його види
ВВЕДЕННЯ В ДІЮ ОБ’ЄКТІВ ІНВЕСТУВАННЯ
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 833 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП