Физиологи проводили эксперименты с мозгом животных. Среди множества различных центров в мозге есть и «центр удовольствия». Если в этот центр вживить электрод (тонкую металлическую проволоку), то по нему можно направлять электрические импульсы. Импульсы вызывают возбуждение в этом центре, у животного возникает сильная эмоция удовольствия. Большая часть опытов ставилась на крысах. Их помещали в клетку, которая была оборудована педалькой, вмонтированной в пол клетки. При нажатии на нее в мозг крысы поступали импульсы. Состояние крысы становилось таким, как будто она удовлетворяла в этот момент (или только что удовлетворила) свои важные жизненные потребности. Но в действительности крыса ничего не получала и никаких значимых жизненных потребностей не удовлетворяла, она всего лишь давила лапой на рычажок в полу клетки. Обычно крысы нажимали на него множество раз, доводя себя до истощения. Таким образом, в мозге крысы нет «предохранителей», которые могли бы прервать желание испытывать удовольствие. Даже в целях сохранения жизни! На мозг животного и мозг человека можно воздействовать не только электрическим током, вызывая изменения состояния. Разные вещества, поступая в мозг через кровь, вызывают приятные или неприятные переживания. Любое живое существо может, в принципе, найти для себя рычажок искусственной радости, в том числе и человек. И действительно, многие люди не хотят искать в себе ни способности, ни сферу их применения, соглашаясь на искусственные радости, хватаясь за шприц или бутылку с алкоголем. У крысы нет сознания, она не осознает, что с ней происходит. У человека есть сознание. Он может найти рычаг, который переворачивает мир. Но человек может найти и рычажок. У человека есть разум, который можно использовать в разных целях. Попытки найти смысл жизни в «кайфе» безуспешны. Вся жизнь построена на том или ином равновесии, на взаимосвязи противоположных сил, на смене противоположных состояний души и тела. Удовольствие всегда рядом с недовольством по какому-нибудь поводу, радость сменяется печалью, за печалью или грустью приходит радость. Постоянный праздник недолго может восприниматься как праздник И перестает быть праздником. Ни сплошная радость, ни постоянный «кайф» невозможны. Стремление к ним разрушительно для личности, потому что оно толкает ее на бессмысленную борьбу с законами человеческой природы. Радость достижения, радость осознания, что смог преодолеть одну из своих слабостей, — это хлеб для души. Приятный сюрприз или везение тоже радуют, но их лучше сравнить с конфетами. А конфеты — не еда, они — баловство. Что является главной пищей, знают лучше всего те, кто голодал. Голодавшим ленинградцам в блокаду снился хлеб, именно хлеб, а не что-нибудь другое. Вспоминается еще одна маленькая история, связанная с хлебом. Знакомый мне психолог рассказывал об одном из своих пациентов — наркомане, о том, как сильно врезалась в его память недолгая работа в пекарне. В ней он: работал, когда находился в реабилитационном центре. Выпеченные хлебные буханки были обыкновенным чудом, которое рождалось в его руках. Именно это дело с реальными и зримыми плодами позволило взглянуть на себя другими глазами, понять, что в мире есть разные ценности. Самая настоящая радость та, что сотворена своим трудом и усердием. Она не сверкает пестрыми обертками, не уводит в мир безумного восторга и коварного обмана. Ее сила в том, что ничто нашей душе заменить ее не может. Что ведет человека к тому, чтобы отвергнуть образ жизни большинства людей? Часто зависимость начинает зарождаться с неудовлетворенной потребности в переживаниях, в теплых эмоциональных отношениях. Пониженная эмоциональная устойчивость, неумение переносить и преодолевать эмоциональный дискомфорт, получать удовольствие от его преодоления усиливают склонность к зависимому поведению. Переживания необходимы человеку как движение, как еда, как воздух. Фаина Раневская в ходе телевизионного интервью рассказывала, что считала своим учителем К. С. Станиславского, хотя видела его в жизни только однажды. Для нашего обсуждения интересно описание этой встречи. Он ехал в пролетке, я подбежала к нему и крикнула: 4Мальчик, мой дорогой!» Он развернулся ко мне улыбаясь, и, стоя спиной к извозчику, махал приветливо рукой и посылал воздушные поцелуи. Сразу после этого я слегла от переживаний. Это был праздник для меня, я его часто вспоминаю. Обратите внимание: «...слегла от переживаний...», «этот праздник я часто вспоминаю». Встреча со Станиславским вызвала бурю чувств, нарушила душевное равновесие, но сохранилась на всю жизнь как праздник! Наша память полна воспоминаний о том, как было в прошлом трудно и что скрашивало трудные дни, о тех преградах, которые мы смогли преодолеть, о минутах счастья, о долгожданных радостях — они много дороже, чем сюрпризы и подарки судьбы. В эмоциональной памяти содержатся испытанные телесные наслаждения, упоение и печаль души, свет духовных открытий и многое другое. Все это и составляет чувственную канву жизни, которая для личности имеет ничуть не меньшее значение, чем все накопленные знания, умения и навыки. Эмоциональный голод бывает частой причиной возникновения психологической зависимости. Частой, но не единственной. На возникновение зависимости влияют и врожденные качества личности, и особенности воспитания, и социальное окружение. Данные факторы более значимы, чем случайное роковое знакомство или групповое влияние. При остром желании утолить эмоциональный голод случай подвернется. С другой стороны, к возникновению психологической зависимости может вести и эмоциональное пресыщение, вызываемое необходимостью глубоко включаться во многие события. И эмоциональный голод, и эмоциональное пресыщение приводят к напряжению, чувству душевного дискомфорта. В Австрии социальные работники, стараясь вырвать наркоманов из их окружения, склоняют их к таким занятиям, которые могут быть насыщены эмоциями, переживаниями, — горные экскурсии, спуск с гор на лыжах по снежной целине, байдарочные походы и т. п. Тем, кто сделал первый шаг к отвыканию, предлагают совершить «марш мотивации» — восхождение вверх по склону горы километров на десять. Кто сохранил подходящую физическую форму, может принять участие в марафонском забеге. По мнению психотерапевтов, этим одновременно можно и проверить, и укрепить мотивацию. Начинающим отвыкать предлагают ухаживать за животными, многие это делают охотно, поскольку в начале возвращения в реальный мир им легче общаться с животными, чем с людьми. Психопрофилактика зависимого поведения не может быть сведена к нескольким советам. Данное в этой главе описание множества личностных причин и внешних факторов, способствующих такому поведению риска, показывает, насколько сложна проблема химической зависимости. По сути, для противостояния этому злу должны быть активизированы все составляющие саногенного потенциала личности. О них шла речь ранее.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психопрофилактика зависимого повеления» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»