Стресс — состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение. Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике. Направление сдвига интенсивности (ее повышение или понижение) — одна из характеристик индивидуальности. Например, у большинства людей возрастает сила эмоций, но у людей тревожных, впечатлительных, ранимых, обидчивых может исчезнуть обычный эмоциональный фон, могут притупиться чувства к близким, живой отклик на окружающее, на произведения искусства и природу и т. д. Память и мышление функционируют, но мысли и образы протекают без эмоционального сопровождения, поэтому человеку кажется, что в памяти ничего не хранится. Мысли проходят бесследно, в рассуждениях нет ощущения законченности (Нуллер, 1977). Может произойти подъем активности или появиться торможение, сопровождаемое чувством усталости, вялости. Связь между физическими и психическими расстройствами часто либо не осознается, либо осознается с опозданием. Человек может ощущать некоторый дискомфорт, не предполагая, что находится в стрессовом состоянии. Полнее осознать стресс часто мешают защитные механизмы личности. Г. Селье в последнем периоде своей научной деятельности разделял стресс на эвстресс (эустресс) — «хороший», конструктивный и дистресс — вредный, деструктивный. Эвстресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме и личности. Английское слово distress имеет множество значений: горе, несчастье, страдание, нужда, недомогание, утомление, истощение и др. Селье писал: «Не является ли "стресс" просто синонимом "дистресса"? ... Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса» (1979, с. 26). До некоторой степени по мере усиления стресса может улучшиться общее самочувствие и состояние здоровья. Однако когда превышается оптимальный уровень, то стресс ослабляет и ухудшает здоровье. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно. На наш взгляд, разделение стресса на эти два подвида неконструктивно. Действительно, вызванное повышенной мотивацией напряжение, не ведущее к истощению организма и не вызывающее эмоционального дискомфорта, как правило, увеличивает продуктивность определенной деятельности. Но оно не приводит к адаптивным перестройкам, не сопровождается повышением тревоги. Эти явления не следует относить к стрессу, здесь мы сталкиваемся с излишне широким толкованием понятия «стресс». Дистресс как стресс разрушительный, вероятно, целесообразно отличать от умеренного стресса. Однако это различие удается проводить лишь в теоретическом анализе, при схематическом рассмотрении. В диагностической практике дать прогноз изменения состояния очень трудно, за исключением случаев острого стресса в чрезвычайных ситуациях (катастрофа, увечье). Каков будет конечный итог действия стрессора на личность, ее развитие, адаптивный потенциал, будущие достижения — в большинстве случаев можно оценить только ретроспективно, по прошествии немалого времени, в контексте всего личностного развития. По этим причинам было бы целесообразно понятием «стресс» обозначать лишь стрессовое состояние. Г. Селье излишне широко трактовал понятие стресса, часто смешивая понятия мобилизованности и стресса. Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного профиля многих стран мира. Социально-политическая напряженность, экономический кризис, резкая ломка общественного сознания, глубокие преобразования в общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в котором психологические исследования имеют первостепенное значение. Особенно велико воздействие стресса на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. Если в изучении физиологии стресса есть определенные успехи — найдены достаточно надежные физиологические и биохимические индикаторы, детально описана динамика стрессовых изменений, то в исследовании психологических аспектов стресса белых пятен намного больше. В ретроспективном обследовании 270 амбулаторных психических больных крупнейшего госпиталя Саудовской Аравии (Chalely, 1987) было выявлено, что 52,6% считали именно стрессовые события причиной заболевания. Жизненные события играют наибольшую роль в неврозах, формирующую роль в депрессиях, пусковую роль в эпизодах шизофрении. В Швеции па весьма представительной выборке 6935 мужчин в возрасте 47-55 лет субъективно воспринимаемый стресс оценивался как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Контроль осуществлялся в течение 12 лет. Глубина субъективного стресса определялась по чувству напряжения, раздражительности, тревожности, нарушениям сна. Было выделено шесть градаций стресса. Инфаркт миокарда развился у 6% людей с низкими показателями стресса и у 10% — с высокими показателями (Rosengren, Tibblin, Wil-helmsen, 1991). Характерный для личности уровень переживаемого стресса, как и психосоматические расстройства, начальной фазой которых он в большинстве случаев является, отражает в интегрированной форме важнейшие отношения личности, ее образ жизни. Идея понимания болезни как следствия образа жизни была в основных чертах сформулирована еще в древности. В нашем веке весьма продуктивно она развивалась, в частности, в работах А. Адлера. Вероятно, многих людей можно отнести к одному из двух классов индивидов: к стресс-ориентированным или стресс-избегающим. Назвать эти классы личностными типами и дать их ясное концептуальное описание на сегодняшний день нам не представляется возможным. Стрессовые сдвиги могут быть обнаружены во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены — чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция. В поведенческой сфере — изменение активности, привычных темпов деятельности, часто появление «зажатости» в исполнительных движениях. Общим для этих изменений является сдвиг интенсивности процессов в соответствующей сфере. Стресс проявляется в изменениях поведения, отношения к окружающему, к людям, восприятия себя и своего поведения, в трансформации определенных личностных черт, в изменениях психических состояний и т. п. В психологическом аспекте особенно важно воздействие стресса на удовлетворенность жизнью, на ощущение и переживание благополучия, на психическое и телесное здоровье. К факторам, усиливающим стресс, относят незрелые защитные стили (Flannery, Perry, 1990), дисфункциональные эмоциональные установки (принятие желаемого за действительное, эмоциональное дистанцирование, самообвинение, самоизоляция). Уязвимые для стресса личности используют неадекватные стратегии совладания, преимущественно — самоизоляцию (Kuiper, Olinger, Air, 1989). Неблагоприятна и диссоциация между различными представлениями о собственном состоянии, например между актуальным, идеальным, должным и возможным образом Я (Higgins, 1990). Особую проблему представляет современная городская среда (плотность населения, напряженное дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия). К числу механизмов защиты от ее стрессогенного воздействия относят аутизм (уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоционального контакта с окружающими), депрессию, употребление наркотиков. Изучение средовых стрессоров на выборках горожан в Индии и Америке выявило сходные результаты. Фактор перенаселенности оказался ведущим, более сильным, чем острые социальные стрессоры. Он усугубляет патогенное воздействие острых социальных стрессоров на психику человека (Lepore, Evans, Palsane, 1991). В настоящее время усиливается интерес к изучению повседневного стресса в связи с его опасностью для нервно-психического здоровья. Повседневный стресс складывается из действия множества стрессоров малой силы — обычных неприятностей в трудовой и учебной, бытовой и семейной жизни. Р. Лазарус и А. де Лонгис (1983) подчеркивали значение «повседневных трудностей», вносящих немалый вклад в дезадаптацию личности. Выраженное «сгущение» стрессоров повседневной жизни образует так называемый «стресс-планктон» (Симаненков, Ананьев, 1994). Последствия этого стресса люди часто недооценивают. Однако все большее распространение получает представление о том, что масса мелких неприятностей вреднее для здоровья, чем редкие сильные встряски (De Longis, 1982). Многие психические состояния возникают на фоне затяжных стрессовых состояний. Такие состояния далеко не всегда осознаются как действительная причина конфликтного межличностного взаимодействия, душевных и телесных расстройств, ошибок в деятельности и др. Учет прошлых неудач и переживаний позволяет оценить, насколько ситуационно специфична реакция личности на конкретную жизненную проблему. Положительные жизненные события не оказывают смягчающего влияния на стресс (Swearingen, Cohen, 1985). Негативное влияние перечисленных событий имеет только вероятностный характер. Их наступление не приводит непременно к стрессу, более того, сами жизненные события часто определены предшествующими стрессами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стресс» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»