ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики

Напряжение
Напряжение в словаре психологии Дж. Древера (Drever, 1974) определено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором (с. 296). В. И. Медведев и А. М. Парачев (1971) в контексте инженерной психологии определяют напряжение как величину усилия, направленного на выполнение профессиональных функций. Они выделяют несколько видов напряжения в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность: физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, напряжение ожидания, моното-нии и политонии (вызываемое необходимостью частого переключения внимания).
Введение нового термина «тензионное измерение состояния» (от англ. tension — напряжение) позволяет в описаниях отделить соответствующий параметр состояния от вида состояния (Куликов, 1997). Тензионная характеристика присуща любым состояниям — не только тем состояниям, в названии которых фигурирует термин «напряжение». В осуществлении любого поведения и деятельности в той или иной мере требуется волевое регулирование. Его роль — в преодолении конкурирующих ценностных ориентации, мотивов, целей, эмоционального притяжения к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдерживания остальных поведенческая активность невозможна. Чем больше конкурирующих побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву, цели, эмоциональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуляцию, тем выше напряжение и все связанные с ним проявления сниженного настроения.
В шкале напряжения на одном полюсе: раскрепощенность, раскованность, расслабление, внутренний комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом — закрепощенность, зажатость, внутренний дискомфорт, вынужденность поведения, переживания несвободы.
Обратим внимание на существенное различие между активацион-ными и тензионными характеристиками. Если активация детерминирована потребностно-мотивационной сферой личности, то напряжение — актуальными особенностями эмоциональной и волевой сфер. В связи с многоаспектностью и особой сложностью феномена напряжения его необходимо рассмотреть подробнее.
Что касается определения «эмоциональное» напряжение, то оно в данном плане не добавляет какой-либо точности. При любом виде напряжения (физическом, сенсорно-перцептивном, мыслительном и т. д.) с его повышением возрастает и сила эмоциональных-реакций, глубина переживаний. Напряжение — достаточно выраженное, но одновременно «безэмоциональное», — трудно себе представить. В сфере чувств и эмоций интегрировано, отражено все происходящее в организме, внутри личности и в ее связях с миром.
Можно ли найти «собственно эмоциональное напряжение»? Во многих случаях интенсивные переживания и ощущения напряжения вызываются внешними или внутренними (мотивационными, ролевыми...) конфликтами, повышенной нагрузкой, дефицитом времени, помехами и барьерами, монотонней или деиривацией (информационной, социальной) и т. д. Именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, представляющие собой закономерную реакцию на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А. В. Запорожцем, писавшим: «Эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» (Запорожец, 1986, с. 266).
► Эмоция, таким образом, — это процесс, соединяющий в себе две основные функции психики — функции отражения и регулирования. Эмоции выступают формой организации одновременно внутренней (психической) активности индивида и его внешней активности — поведения и деятельности.
Еще раз подчеркнем, что в любых психических состояниях присутствует напряжение, но многие из них не называются состояниями напряжения, так как в них доминируют другие характеристики.
Изучение напряжения имеет долгую историю, которой мы здесь не будем касаться (основные этапы этой истории рассмотрены Т. А. Немчиным в монографии «Состояния нервно-психического напряжения»). Данный параметр состояний заслуживает пристального внимания. Здесь лишь напомним о точке зрения В. Вундта, который считал необходимым в каждом психическом состоянии выделять две дихотомии: напряжение-расслабление, возбуждение-успокоение. Та или иная степень напряжения часто является фоном других психических состояний. Это и дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состояния, имеющейся у доминирующих и актуальных состояний, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и т. д. Как одна из главных характеристик она тесно связана с основными параметрами текущего статуса индивида — с особенностями его адаптации (степенью адаптированности-дезадаптированности).
Напряжение свойственно человеку всегда. Оно может быть обусловлено как внутренними факторами (повышенные требования к своему поведению, неуверенность в своих действиях в ответственной ситуации и др.), так и внешними (неблагоприятные условия деятельности, соперничество и др.).
Наибольшую опасность, ввиду особо частой встречаемости, представляет стрессовое состояние. Центральным субъективным феноменом состояния стресса является напряжение. Повышенное напряжение наблюдается при дискомфортной нагрузке — перегрузке и недогрузке, препятствиях на пути удовлетворения потребностей, при посттравматическом стрессе, в экстремальных условиях.
Дискомфортная нагрузка чаще всего встречается в вариантах: информационной, интеллектуальной, эмоциональной или двигательной нагрузки. Сюда же может быть отнесена политония — режим деятельности, при котором необходимы частые и быстрые переключения от одного объекта к другому, с одного режима деятельности на другой. Повышенные требования к результатам деятельности, осознание высокой ответственности приводят к повышенной эмоциональной нагрузке.
Понятие «дискомфортная нагрузка» противоположно понятию комфортная нагрузка. Выход за границы комфортной или приемлемой для данного субъекта интенсивности взаимодействия с внешней средой (природной, предметной, социальной) и является дискомфортом. Чем больше отклонение от приемлемого диапазона, тем значительнее напряжение.
Не все препятствия на пути удовлетворения потребностей приводят к повышению напряжения, а только те, которые угражают самой возможности достижения цели.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Напряжение» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування банківського портфеля цінних паперів та управління ним
Джерела формування власного капіталу
Аудит вибуття запасів. Оцінка методу списання запасів
Становлення неокласичної традиції. Кембріджська школа
СТАТИСТИЧНІ МЕТОДИ ВИЯВЛЕННЯ РЕЗЕРВІВ ПОЛІПШЕННЯ ВИКОРИСТАННЯ РОБ...


Категорія: Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики | Додав: koljan (30.01.2012)
Переглядів: 1023 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП