ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики

Саногенный потенциал личности
Саногенный потенциал личности имеет много составляющих. Он выше, если личность гармонична. Гармония — не просто согласованность отдельных линий развития и бытия личности. Это созвучие накопленного опыта, достижений и мечтаний. Чем богаче наполнение внутреннего мира, чем шире социальное и духовное пространство, освоенное личностью, тем более здоров человек. Таких богатств не бывает слишком много, в их накоплении не бывает последней ступени, их нельзя потерять, их не могут украсть. Они не могут быть отчуждены от личности. И тем не менее они могут пережить ее, они больше человеческого бытия, ограниченного биологическим сроком. Человек не может не чувствовать и не понимать этого, что и рождает вдохновенное настроение, переживание благополучия, создает почву для слаженного функционирования телесных процессов, для здоровья нервного и физического. С точки зрения системного подхода это может быть обозначено довольно сухими словами: «верхняя регуляция в человеке как целостной системе».
Но жизнь это не только приобретения, но и потери. Во внешнем мире есть не только то, что помогает раскрывать способности, продвигаться в самореализации, личностном и духовном развитии, но есть и препятствия, противодействующие силы. Поэтому саногенный потенциал будет ущербным без психологической устойчивости личности, без ресурсов стойкости, уравновешенности, сопротивляемости.
Они выступают основой возврата к благоприятному настроению и состоянию после травм.
Людей, которым от природы даны гармония и устойчивость, немного, поскольку должны совпасть такие факторы, как хорошая наследственность, хорошее семейное воспитание и образование, соответствующее социальное окружение и т. д. Остальные же должны прикладывать определенные усилия, чтобы своими силами, личными стараниями и умениями сохранить и укрепить психологическую устойчивость; должны что-то делать для коррекции своего состояния, укрепления веры, сохранения душевных сил.
Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни и ряд других видов поведения являются личной практической психогигиеной. Все это — неотъемлемая составная часть саногенного потенциала личности. Не все усилия по сохранению физического здоровья входят в число центральных задач психогигиены. Что-то влияет весьма опосредованно, что-то практически напрямую. Например, воспитанная привычка к ежедневной физической активности (зарядка, пробежка, плавание...) укрепляет волю и создает основу для дальнейшего развития, расширения самоуправления. Это влияние опосредованное. В этой главе в центре внимания будут находиться процессы, влияющие непосредственно.
Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков поддержания высокой работоспособности, развития личности, социальной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личностной динамики — одна из важных- сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей. Поиск данной экзистенциальной определенности — большой труд души. Не каждый на него отважится, но потративший силы — не пожалеет. Преодоление личностного кризиса, от которого никто не застрахован, также требует большой внутренней работы. Эта работа идет легче, если есть проверенные ресурсы и умение обращаться к ним. Без этих «мускулов» души возрастает опасность, которую может нести новый кризис.
По этим причинам дать какие-либо достаточно конкретные, простые рекомендации по совершенствованию, повышению личностной гармонии очень трудно. Заметим лишь, что в выборе ориентиров для этого пути следует идти от индивидуальности человека — необходимо учитывать социальную и этническую принадлежность, имеющийся у человека жизненный опыт и множество других факторов.
Поэтому в данной главе мы сосредоточимся в основном на вопросах укрепления психологической устойчивости личности. В главе 4 книги были перечислены факторы психологической устойчивости личности. Поскольку предметом данной главы выступает личная психогигиена, то здесь факторы социальной среды мы обсуждать не будем. В числе значимых для укрепления психологической устойчивости личности факторов были перечислены: отношения личности (в том числе к себе), характеристики сознания личности, эмоций и чувств, особенности познания и опыта, поведения и деятельности.
В этой части книги представлены советы и рекомендации, которые могут быть использованы для развития саморегуляции, для психологической помощи и самопомощи. Они являются обобщением диспозиций, принятых в достаточно известных направлениях современной психогигиены и психотерапии. Мы стремились отобрать по возможности простые рекомендации, не требующие длительного освоения и тренировок. Выше было отмечено, что для современного россиянина типичен сниженный уровень психогигиенической компетентности и сниженная мотивация к активному саногенному поведению.
Да, сложные приемы часто более эффективны. Но есть два обстоятельства, существенно ограничивающих их применение. Во-первых, они эффективны не всегда, поскольку универсальных и абсолютно надежных средств нет. Во-вторых, уже одно то, что они требуют больше времени для изучения и постоянного поддержания уровня тренированности, делает их невостребованными большинством. Известное изречение «все нужное — простора все сложное — не нужно» прекрасно выражает одну из важнейших причин неприятия многомудрия. К поиску психологических средств преодоления трудных ситуаций в большинстве случаев прибегают, «когда гром уже грянул». В такие моменты жизни учиться некогда, для этого нет сил, а мышление и память находятся не в том состоянии, которое благоприятствует обстоятельному обучению, систематизированному усвоению знаний.
Далее. Психологическая устойчивость зависит от особенностей мировоззрения. Понятно, что такое сложное образование не возникает легко и быстро даже под влиянием очень авторитетного лица. Мировоззрение формируется медленно, в ходе накопления жизненного опыта, как результат раздумий, переживаний, огромной внутренней работы. Например, это в полной мере относится к вере в разных ее формах — вере в достижимость поставленных целей, религиозной вере, вере в общие цели. Обычно вера либо впитывается душой в детские годы — «с молоком матери», либо к ней ведет долгий путь, который человек проходит сам, пытаясь выстроить свою картину мира. Даже если в памяти хранится какое-либо одно знаковое событие (первая молитва, незабываемое посещение храма...), все равно оно произошло неслучайно, к нему привели определенные шаги. Примерно то же следует сказать об экзистенциальной определенности — понимании, ощущении и переживании смысла жизни или обретении его в результатах своего труда.
Важной частью системы отношений личности является принятие на себя ответственности за свою жизнь, готовность видеть в происходящем (достижения, неудачи, ошибки...) следствие собственных выборов, решений, стараний или лени.
Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении трудных жизненных ситуаций является увеличение возможных способов преодоления путем стимулирования самостоятельности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности, которое мотивирует поведение риска.
Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) — достижение личной автономии путем выработки и применения жизненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятельность — это процесс, направленный на восстановление способности к принятию решений и внушение людям веры в их автономность, а также овладение навыками для принятия решений, связанных с их собственным здоровьем, здоровьем их семей. Самостоятельность является одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.
Итак, в саногенный потенциал входит множество составляющих, которые можно разделить на три группы. К первой группе относятся те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окружением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией. Все это не может быть объектом психогигиенических акций, это значительно шире психогигиены и как практики, и как теории. Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психотерапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, психокоррекционных группах, на тренингах повышения психологической устойчивости (Куликов, 1991), повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертивности), в других формах индивидуальной и групповой работы.
Разумеется, конкретный набор форм психологической помощи обусловлен индивидуальностью человека и спецификой его жизненной ситуации. Это и определяет, что именно необходимо субъекту для повышения психологической устойчивости, для продвижения к гармонии. Например, такой вектор психологической и психогигиенической помощи может быть задан его принадлежностью к той или иной группе риска. В третью группу входят те протективные качества, которые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенно'е отношение к действительности — к обществу, событиям, людям1 и их поступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регулировать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуальности, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.
Личная психогигиена — одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и дефектах. Реализовать себя — значит открыть свои способности и приложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя. Начальные знания психологии необходимы каждому современному человеку. Недооценка самопознания, незнание своей индивидуальности делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устойчивость в преодолении жизненных кризисов.
Необходимо заметить, что при излишнем углублении в себя совершенствование личности становится главной целью жизни (совершенствование ради совершенствования). Полноценное развитие личности непременно предполагает j(пусть небольшие) шаги в деле, в освоении избранной профессии, в продвижении в окружающий мир природы и людей, в конкретной помощи людям, в чем-либо, что может быть оценено другими как достижение.
Итак, обратимся к рассмотрению ряда проблем личной психогигиены. Еще раз подчеркнем, что не ставим перед собой цель осветить вопросы достижения личностной гармонии, личностной зрелости, духовного обогащения, поскольку они шире предмета психогигиены. Мы представим несложные советы и рекомендации. Это целесообразно по двум причинам. Психологическая и психогигиеническая компетентность нужна каждому. Возможно, не всем следует тратить силы и время на ее повышение. Далеко не все станут клиентами психолога-консультанта, психолога-психотерапевта Или врача-психотерапевта. Причины здесь разные: одни не готовы к совместной психологической работе, другие не способны на нее, третьи не избавятся от барьера предубеждений, приравнивая контакт с психологом к декларации собственной неполноценности, психической недостаточности. Невежественность может длиться всю жизнь. Вместе с броней ригидности они составляют довольно угрюмый дуэт. Вторая причина, по сути, является продолжением первой. И в психологическом, и в психогигиеническом просвещении особенно важно установить первый контакт со слушателем, дать ему возможность убедиться в том, что ни в личностном росте, ни в повышении психогигиенической грамотности нет ничего запредельного, недоступного для человека, дать ему возможность попробовать и убедиться в том, что все выполнимо, многое полезно, а кое-что бесценно для него. Другими словами, помочь тому, для кого все это разрабатывается, сделать первый шаг.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Саногенный потенциал личности» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни
Результати варварської діяльності людини по відношенню до природи...
ВВЕДЕННЯ В ДІЮ ОБ’ЄКТІВ ІНВЕСТУВАННЯ
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
Загальна характеристика мережних стандартів


Категорія: Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 2335 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП