К числу важнейших характеристик состояния относится степень его осознанности субъектом. Осознание имеет немалое значение для психической регуляции состояния и его коррекции в желаемом направлении. Субъективная картина состояния оказывает огромное влияние на динамику состояния в целом. Комплекс представлений о болезненном состоянии, его осознание и переживание врачи-исследователи обозначали различными понятиями: «внутренняя картина болезни», «переживание болезни», «сознание болезни», «аутогенное представление о болезни», «образ собственного заболевания», «аутопластиче-ская картина болезни» (Карпова, 1985). В. Н. Мясищев, А. Р. Лурия подчеркивали значение «внутренней картины болезни» для исследования механизмов заболеваний и терапевтического процесса. В клинических описаниях болезненных состояний стало традицией уделять значительное внимание «внутренней картине болезни». Вряд ли можно представить, что внутренняя картина состояния возникает только в случае расстройств. Даже если исходить из того, что она осознается менее дифференцированно в отсутствие расстройств, это не означает, что практические психологи и психологи-исследователи должны уделять ей меньше внимания и придавать меньшее значение. Учеными-клиницистами отмечено, что первые симптомы болезни — чисто субъективного характера — появляются значительно раньше, чем их можно обнаружить так называемыми физическими методами исследования (Яковлев, Пекшеев, Суворов, 1983). Это заставляет с большим вниманием относиться к субъективно-оценочным методам диагностики психических состояний. В настоящее время рассмотрение субъективной картины состояния и в научных, и в прикладных целях направлено преимущественно на адекватность отражения индивидом своего физического состояния (организменных, телесных процессов) и на закономер]гости эмоциональных процессов. В психотерапии и западной, и восточной ориентации (включая восточные оздоровительные системы) изучению осознания состояния, способам его управления уделялось значительно больше внимания, чем в психологии. Хотя роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, мало разработаны многие общие и частные вопросы обусловленности состояний особенностями сознания личности: осознанием своих отношений с миром живой и неживой природы, осознанием отношений с миром людей (с обществом в целом, с отдельными группами, со значимыми другими), осознанием себя (восприятием, пониманием, оцениванием и принятием себя). Между тем внутренняя жизнь личности чрезвычайно богата и человек нередко уделяет ей больше внимания, чем событиям и обстоятельствам окружающего мира. Все это является сильной детерминантой психического состояния. С нашей точки зрения, центральное место в осознании состояний занимают отношения к себе; на них должны быть в большей степени направлены усилия в теоретических и экспериментальных исследованиях. Психическое здоровье — не только адекватность и целесообразность поведения, деятельности, последовательность в действиях и поступках, это еще и слаженность в протекании множества процессов, и, конечно, субъективная сторона здоровья, которая отмечена в упоминавшемся определении, т. е. переживания благополучия, удовлетворенность жизнью. Во многих случаях психические и психосоматические расстройства возникают постепенно, причем в начале процесса часто нет оснований говорить о снижении работоспособности, неполной адекватности в реакциях, отдельных поступках или поведении в целом и других неблагоприятных моментах. Начало отмечено лишь усилением негативных чувств, снижением настроения, фиксацией сознания на большем, чем прежде, количестве причин, вызывающих досаду, раздражение, злость... Для сохранения и укрепления саногенного потенциала личности особо важно переживание благополучия. Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к ощущению неудовлетворенности жизнью. Сохранять оптимистическое отношение к ситуации, ровное настроение позволяет психологическая устойчивость личности. Однако ее потенциал не беспределен, поэтому при выраженной дисгармонии личности или значительном ухудшении ситуации, драматических, и тем более трагических, событиях ощущение субъективного благополучия ослабевает. Как было отмечено выше, определение здоровья во многом опирается на понятие «благополучие». Благополучие, как и «позитивное здоровье», предполагает реализацию физических и духовных потенций человека. Без сохранения психологической устойчивости реализация потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение процессом самореализации. В принятой видными специалистами медицинской науки концепции здоровья подчеркивается важность субъективно оцениваемого здоровья. Если допустить, что одного осознания отсутствия болезней или физических дефектов может быть достаточно, чтобы чувствовать себя благополучным, то мы возвращаемся к пройденному этапу — попытке определить здоровье посредством исключения негативного, уходя от конструктивного начала. Не следует забывать, что здоровье — уровневая характеристика. В языке это отражено в выражениях: здоров для своего возраста, достаточно здоров с учетом случившего, с учетом пережитого, здоров настолько, что способен работать, или настолько, чтобы ходить на процедуры, чтобы дойти до больницы и т. п. Когда оценивается здоровье человека, обычно исходят из того, что есть определенный уровень здоровья (степень «здоровости») в смысле величины отличий данного (здорового) состояния от болезненного. Явно или неявно мы классифицируем состояние человека не по двум категориям (альтернативам) — здоров или болен, а градуально — по уровню здоровья. Отсутствие жалоб со стороны вполне соматически здорового человека мало говорит об уровне его здоровья, потому что нужно знать его достаточно откровенную оценку удовлетворенности жизнью и в целом, и по отдельным значимым аспектам жизни. Базовый для определения здоровья феномен благополучия также имеет градуальное, а не дискретное проявление. Ощущение благополучия или неблагополучия является синтезом целого спектра переживаний. Если пропадает чувство удовлетворения, то возникают напряжение, скованность, телесные зажимы, эмоциональные застревания, появляется несогласованность в действиях и операциях, снижается креативность и в связи с этим эффективность функционирования в нестандартных деловых и житейских ситуациях. Затем начинают истощаться компенсаторные возможности или блокируется действие компенсаторных механизмов, организмические ресурсы снижаются и возникает то или иное расстройство. Многим психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям предшествуют снижение настроения, переживания неблагополучия, ограниченные эмоциональной сферой расстройства. Чем более устойчивы такие состояния, тем более вероятно, что' из разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жизнью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощущений благополучия для психического здоровья. Все это объясняет необходимость детального анализа феномена благополучия. Для описания такого рода состояний и переживаний в психологической литературе используется довольно широкий круг понятий. В связи с этим необходимо провести анализ сходства и различия между ними. Сравнительный анализ терминов. Чаще других используются понятия «благополучие/неблагополучие», «эмоциональный комфорт/ дискомфорт», «удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью», «счастье/несчастье». В определенной степени благополучие, удовлетворенность жизнью связаны с оценкой приближения к желанной, идеальной жизни — счастью. В понятии «счастье» объединяется некоторая совокупность идеалов (эталонов) человеческой жизни. С этими идеалами сравнивается собственная жизнь, жизнь других людей, жизнь абстрактного человека. Счастье выступает как ценность, имеющая особую значимость, т. е. как ценность, стоящая над другими ценностями. Анализ философской и психологической литературы показал, что феномен «счастье» принадлежит в значительной мере экзистенциальному аспекту бытия личности, восприятию и пониманию мира в целом и природы человека. В самом этом понятии скрыто множество противоречий. Укажем лишь на то, что по эмпирическим данным психологических исследований понятия «счастье» и «несчастье» почти полностью независимы друг от друга (Bradburn, 1969). Переживания счастья имеют значительную культуральную и этническую обусловленность. Так, например, согласно социологическим опросам, людей, ощущающих себя счастливыми, чаще всего можно встретить в Индии и реже всего — в Швеции. Это говорит о том, что уровень жизни, ее качество оказывают малое влияние на переживание собственной сча-стливости/несчастливости. Феномен счастья или несчастья не только психологический. Соответственно и понятие «счастье» вряд ли можно оценивать как достаточно конструктивное для психологического исследования. Не случайно М. Аргайл (1990) в своей книге с интригующим названием «Психология счастья» редко использует это понятие. Уже в начале книги он так проясняет свою позицию: «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций» (Аргайл, 1990, с. 42). И. А. Джидарьян исследовала представления о счастье, характерные для обыденного сознания. Она показала, что в отличие от других человеческих ценностей счастье не имеет самодостаточной и самообоснованной сущности в том смысле, что «содержится и как бы "проходит" через все другие ценности, "высвечиваясь" ими, являясь результатом, "побочным продуктом" их реализации» (И. А. Джидарьян, 2000, с. 48). Ценности счастья включают самые разные по содержанию и предметной направленности жизненные блага и духовно-нравственные ориентации. Оказалось, что счастливого человека люди чаще всего определяют как благополучного в семье и личной жизни. Это подтверждает конструктивный потенциал, а может быть, и универсальный характер понятия «благополучие». Ощущение счастья не может быть определено как цель, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели. В научной и популярной литературе по обсуждаемой теме нередко можно встретить словосочетание «эмоциональный комфорт». На наш взгляд, данное выражение имеет метафорическое содержание, что затрудняет его использование в качестве одного из центральных понятий при описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт истолковывается достаточно определенно — как «удобство, удобные условия». Поэтому, характеризуя эмоциональную жизнь личности, приходится опираться на его переносный смысл. Для научного термина такое качество следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, включающей их в свой понятийный аппарат. Термин «удовлетворенность жизнью» широко распространен, что и объясняет его использование в данном тексте. Однако для этого термина характерна неопределенность в предмете оценки. В психологическом аспекте более конструктивным является термин «благополучие». У него есть достаточно ясное значение, его трактовки совпадают или в значительной степени сходны в различных научных дисциплинах И обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для любого человека, занимают центральное место в самосознании и всем субъективном (внутреннем) мире личности. Не случайно понятие благополучия взято ВОЗ в качестве основного для определения здоровья. В нем здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Существуют объективные показатели благополучия, каждому человеку хотя бы некоторые из них известны. Представление о собственном благополучии или благополучии других людей, его оценка опираются на объективные критерии благополучия, успешности, показатели здоровья, материального достатка и т. п. Последние оказывают влияние на переживание благополучия. Но еще раз подчеркнем, что это переживание в значительной мере обусловлено особенностями отношений личности к себе, окружающему миру в целом и его отдельным сторонам. Все внешние факторы благополучия при любых объективных характеристиках по самой природе психики не могут действовать на переживание благополучия непосредственно, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены особенностями всех сфер личности. Другими словами, благополучие личности по самой своей природе является прежде всего субъективным. Объективных (внешних) показателей качества жизни человека, вероятно, может быть достаточно для многих экономических исследований, но, например, социологу крайне необходимо, практически в любом обследовании, учитывать не только объективные показатели, но и субъективное мнение респондентов. Понятно, что для психолога субъективная сторона бытия личности имеет первостепенное значение как предмет исследования. В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) — представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный — доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам. Субъективное благополучие (или неблагополучие) человека складывается из частных оценок различных сторон его жизни, которые являются предметом изучения различных научных дисциплин. Благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии и психогигиены. Заметим, что вряд ли необходимо в психологическом описании всякий раз к термину «благополучие» добавлять определение «субъективное». В большинстве случаев, без уточнения, достаточно ясно, что речь идет о субъективном благополучии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И НАСТРОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»