Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что формулы самовнушения или образы произвольного воображения оказывают более значимое и более выраженное влияние на реаль- ные обстоятельства. Естественно возникающие ролевые игры детей 3-5 лет содержат элементы этого. Вымысел детей во время игры может быть значимей действительной реальности. К.С.Станиславс- кий отмечал высокую степень веры 8 вымысел и перевоплощения в детских играх. Психологи Э.В.Мануленко, А.В.Запорожец, Д.Е.Элько-
* Методика разработана доцентом кафедры психологии Чувашского пед. ин-та В.Б.Горским при консультации автора.
нин доказали значительную степень самовоздействия через увлече- ние игрой.
Данная методика разработана специально для детского и подро- сткового возраста. Методика самовнушения заключается в следую- щем. Основой методики можно считать педагогическое внушение с содержанием "могу управлять собой". А поскольку подростки прояв- ляют повышенную внушаемость, то реализация этого внушения при- водит к появлению способности целенаправленного самовнушения. В значительной степени педагогическое внушение должно действовать как косвенное, т.е. внушение через выполнение специальных трени- ровочных упражнений, организацию тренировочных занятий и пр. А известно, что косвенное внушение подчас оказывается более дей- ственным, чем прямое (В.М.Бехтерев).
Существенным элементом методики является подчеркнутое акцен- тирование волевого характера всех тренировочных упражнений про- извольного самовнушения. От этого и название предлагаемого вари- анта - волевое самовнушение. И именно через подчеркнутое прове- дение тренировки произвольном самовнушении как волевой трени- ровки удается вызывать у подростков интерес и достаточно длитель- ное и сильное желание (без чего успех был бы невозможен) зани- маться самовнушением. Поскольку хорошо известно, что подростки естественно проявляют повышенный интерес к самовоспитанию воли и наоборот негативно реагируют на любое воздействие, восприни- маемое ими как посягательотво на их независимость.
Акцентирование волевого характера тренировочных упражнений в самом внушении достигается следующим методическим приемом. Перед выполнением упражнения произвольном самовнушении пред- лагается предварительное , возможно, более отчетливое выполнение его в воображении (как постановка цели и ее отчетливое осознание). Например, перед выполнением упражнения "расслабленность и тя- жесть" предлагается в воображении представить: "Приму удобную позу тела, произнесу слова... ТЕЛО ОЧЕНЬ РАССЛАБЛЕННОЕ... НЕ- ПОДВИЖНОЕ... ТЯЖЕЛОЕ... и очень быстро тело станет наливаться тяжестью, станет очень расслабленным и очень тяжелым..." Затем реально предлагается принять правильную позу и произносить сло- ва самовнушения. Аналогично и перед более сложным - самовнуше- нием перевоплощением личности в желаемый образ на заданное время. Предварительно в воображении предлагается представить: "Произнесу слова самовнушения... ПУСТЬ НА ДВЕ МИНУТЫ ПРОИЗОЙ- ДЕТ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (в предварительно заданный образ)... и в течение двух минут на самом деле буду считать себя... через две минуты само собой произойдет обратное перевоплоще- ние... вспомню себя..." И затем также предлагается на самом деле принять необходимую позу, вызвать глубокое расслабление и произ- нести слова самовнушения.
Роль педагога или психолога в первых попытках выполнения уп- ражнений самовнушения будет заключаться в том, что он "подсказы-
вает" содержание воображаемого самовнушения, а при настоящей попытке выполнения, произнося необходимые слова, помогает реа- лизации самовоздействия самовнушением.
В случае реализации с помощью педагога (в первых попытках) формулы самовнушения "ПУСТЬ ПРОИЗОЙДЕТ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ" происходит изменение психического состояния, позволяющее отож- дествлять это с явлением перевоплощения личности в состоянии гипнотического сна. Так, представляется заслуживающим интереса самовнушенный сон со сновидениями желаемого содержания и са- мовнушенное перевоплощение личности в желаемый образ на задан- ное время, используемые как средство, включаемое в процесс вос- питания волевых качеств.
Одним из наиболее действенных факторов, оказывающих значи- тельное воспитательное воздействие - это организация положитель- ного опыта правильного поведения с проявлением желаемых качеств личности. Но поскольку возможно программировать в содержание сновидений желаемую ситуацию и желаемое поведение в этой ситу- ации и это содержание переживается в состоянии самовнушенного сна как настоящая реальность, а лишь потом при пробуждении вос- принимается как сон, то можно предположить, что это в какой-то степени может оказывать воспитательное воздействие как и реаль- ное поведение.
Испытуемым предлагается перевоплощаться на заданное время в более способных учащихся и высококвалифицированных исполните- лей. Педагогическая деятельность актеров, балерин, танцовщиков (с использованием метода экспертных оценок) позволяет считать этот вариант психической саморегуляции желательным дополнением к известным средствам саморегуляции и подготовки артиста, поскольку через использование самовнушенного перевоплощения возможно достичь резкого улучшения качества учебных и двигательных навы- ков. Аналогичный же эффект получен и в дополнительных экспери- ментальных пробах при обучении рисованию и игре на музыкальном инструменте.
Возможно также использование этой методики для воспитания волевых свойств личности. С этой целью предлагается перевоплоще- ние в личность, обладающую желаемыми свойствами и находящуюся в желаемых для их проявления обстоятельствах. Проведено более ста экспериментальных проб. Во всех случаях можно отмечать види- мое положительное изменение поведения соответственно заданному образу.
Опыт использования методики для создания сценического образа показал ее эффективность и в практике психологической подготовки актера. Для медицинской психологии важен позитивный эффект волевого самовоздействия, наблюдаемый при перевоплощении боль- ного неврозом в здорового человека.
Самовнушенное перевоплощение личности в желаемый образ безусловно, имея определенную тождественность и с игровым пере-
воплощением актера, отличается от него полным внутренним пере- воплощением. Причем здесь следует отметить и большую глубину перевоплощения, поскольку в этом случае изменяется и действи- тельное качество способности к деятельности соответственно задан- ному образу (эффект, отмеченный В.Л.Райковым). Возможно также (как легче выполняемое) самовнушенное перевоплощение личности и в большей или меньшей степени перевоплощения и сохранением степени осознавания себя в неучебной и творческой деятельности.
Помимо субъективного улучшения, отмеченного студентами в са- моотчетах по поводу применения аутотренинга, был поставлен лабо- раторный эксперимент в двух группах: контрольной - без аутогенной тренировки (30 человек) и в экспериментальной (16 студентов, овла- девших саморегуляцией) с целью объективизации восстановитель- ного эффекта волевого самовоздействия. Эксперимент проводился в лаборатории спортивной психологии и психогигиены ВНИИФК на базе Дворца спорта ДСО "Труд" с применением длительной моно- тонной деятельности на велоэргометре. Студентам обеих групп пред- лагалось длительно отрабатывать небольшую физическую нагрузку на велоэргометре "Момарк" до появления чувства усталости и непе- реносимости этой работы ("до отказа").
Моделируя монотонную физическую нагрузку постоянной мощно- сти одновременно с заданием поддерживать заданный ритм педали- рования (60-70 оборотов в одну минуту) в экспериментальной группе и предлагалось через каждые три минуты применять элементы ре- лаксации и представления отдыха, известного студентам по ощуще- ниям, достигнутым в процессе обучения психической саморегуля- ции. Давалось задание : "на минуту" расслабится, не прекращая при этом работы на велоэргометре". В процессе эксперимента предла- галось по анкете САН (оценивать свое самочувствие, активность, настроение в баллах (от 1 до 6,0).
В контрольной группе давалось лишь указание о проведении монотонной работы "до отказа" без применения каких-либо саморе- гулирующих приемов. В процессе велоэргометрии студенты опра- шивались относительно их самочувствия и проводились замеры психофизиологических показателей - пульса, АД, электрокожного сопротивления через каждые три минуты, без прекращения работы на велоэргометре. Информация о латентном периоде простой зри- тельно-моторной реакции (ЛППЗМР) получалась путем регистрации ответов на световые сигналы (с помощью специальной хронореф- лексометрической установки Центр-2), подаваемые в течение всего эксперимента и следовавшие неравномерно в среднем через 20-30 секунд. Показатель ЛППЗМР характеризует целостную реакцию орга- низма, идентичную натуральным оефлекторным актам и широко при- меняется в физиологии для оценки трудовой деятельности человека (Е.И.Бойко, 1964: С.И.Горшков , З.М.Золина, Ю.М.Мойкин, 1974; С.И.- Горшков, 1963). ЭКС регистрировалось прибором, выполненным во ВНИИФК на
базе обычного гальванометра; ЭКС измерялось с ладонной поверх- ности 1 фаланги первого пальца правой руки. Артериальное давле- ние измерялось с помощью ртутного сфигмоманометра модели 0,25 завода "Красногвардеец".
После AT произошли значительная оптимизация работоспособно- сти, тенденция к нормализации вегетативно-сосудистых реакций, пульса, кровяного давления, особенно систолического, повысились психоэнергетические возможности и рекреационная способность уча- щихся, что сказалось, в частности, в увеличении количества оборо- тов и общего времени монотонной работы по сравнению с конт- рольной группой. Эти данные доказательно свидетельствуют о высо- ком рекреационном (восстановительном) эффекге,аутогенной трени- ровки и волевого самовоздействия, чем уточняется спектр их основ- ных показаний в качестве средств психопрофилактического активно- го восстановления и оптимизации работоспособности человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДИКА ВОЛЕВОГО САМОВОЗДЕЙСТВИЯ'» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»