ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

МЕТОДИКА ВОЛЕВОГО САМОВОЗДЕЙСТВИЯ'
Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что
формулы самовнушения или образы произвольного воображения
оказывают более значимое и более выраженное влияние на реаль-
ные обстоятельства. Естественно возникающие ролевые игры детей
3-5 лет содержат элементы этого. Вымысел детей во время игры
может быть значимей действительной реальности. К.С.Станиславс-
кий отмечал высокую степень веры 8 вымысел и перевоплощения в
детских играх. Психологи Э.В.Мануленко, А.В.Запорожец, Д.Е.Элько-

* Методика разработана доцентом кафедры психологии Чувашского пед.
ин-та В.Б.Горским при консультации автора.

нин доказали значительную степень самовоздействия через увлече-
ние игрой.

Данная методика разработана специально для детского и подро-
сткового возраста. Методика самовнушения заключается в следую-
щем. Основой методики можно считать педагогическое внушение с
содержанием "могу управлять собой". А поскольку подростки прояв-
ляют повышенную внушаемость, то реализация этого внушения при-
водит к появлению способности целенаправленного самовнушения. В
значительной степени педагогическое внушение должно действовать
как косвенное, т.е. внушение через выполнение специальных трени-
ровочных упражнений, организацию тренировочных занятий и пр. А
известно, что косвенное внушение подчас оказывается более дей-
ственным, чем прямое (В.М.Бехтерев).

Существенным элементом методики является подчеркнутое акцен-
тирование волевого характера всех тренировочных упражнений про-
извольного самовнушения. От этого и название предлагаемого вари-
анта - волевое самовнушение. И именно через подчеркнутое прове-
дение тренировки произвольном самовнушении как волевой трени-
ровки удается вызывать у подростков интерес и достаточно длитель-
ное и сильное желание (без чего успех был бы невозможен) зани-
маться самовнушением. Поскольку хорошо известно, что подростки
естественно проявляют повышенный интерес к самовоспитанию воли
и наоборот негативно реагируют на любое воздействие, восприни-
маемое ими как посягательотво на их независимость.

Акцентирование волевого характера тренировочных упражнений в
самом внушении достигается следующим методическим приемом.
Перед выполнением упражнения произвольном самовнушении пред-
лагается предварительное , возможно, более отчетливое выполнение
его в воображении (как постановка цели и ее отчетливое осознание).
Например, перед выполнением упражнения "расслабленность и тя-
жесть" предлагается в воображении представить: "Приму удобную
позу тела, произнесу слова... ТЕЛО ОЧЕНЬ РАССЛАБЛЕННОЕ... НЕ-
ПОДВИЖНОЕ... ТЯЖЕЛОЕ... и очень быстро тело станет наливаться
тяжестью, станет очень расслабленным и очень тяжелым..." Затем
реально предлагается принять правильную позу и произносить сло-
ва самовнушения. Аналогично и перед более сложным - самовнуше-
нием перевоплощением личности в желаемый образ на заданное
время. Предварительно в воображении предлагается представить:
"Произнесу слова самовнушения... ПУСТЬ НА ДВЕ МИНУТЫ ПРОИЗОЙ-
ДЕТ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (в предварительно заданный
образ)... и в течение двух минут на самом деле буду считать себя...
через две минуты само собой произойдет обратное перевоплоще-
ние... вспомню себя..." И затем также предлагается на самом деле
принять необходимую позу, вызвать глубокое расслабление и произ-
нести слова самовнушения.

Роль педагога или психолога в первых попытках выполнения уп-
ражнений самовнушения будет заключаться в том, что он "подсказы-

вает" содержание воображаемого самовнушения, а при настоящей
попытке выполнения, произнося необходимые слова, помогает реа-
лизации самовоздействия самовнушением.

В случае реализации с помощью педагога (в первых попытках)
формулы самовнушения "ПУСТЬ ПРОИЗОЙДЕТ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ"
происходит изменение психического состояния, позволяющее отож-
дествлять это с явлением перевоплощения личности в состоянии
гипнотического сна. Так, представляется заслуживающим интереса
самовнушенный сон со сновидениями желаемого содержания и са-
мовнушенное перевоплощение личности в желаемый образ на задан-
ное время, используемые как средство, включаемое в процесс вос-
питания волевых качеств.

Одним из наиболее действенных факторов, оказывающих значи-
тельное воспитательное воздействие - это организация положитель-
ного опыта правильного поведения с проявлением желаемых качеств
личности. Но поскольку возможно программировать в содержание
сновидений желаемую ситуацию и желаемое поведение в этой ситу-
ации и это содержание переживается в состоянии самовнушенного
сна как настоящая реальность, а лишь потом при пробуждении вос-
принимается как сон, то можно предположить, что это в какой-то
степени может оказывать воспитательное воздействие как и реаль-
ное поведение.

Испытуемым предлагается перевоплощаться на заданное время в
более способных учащихся и высококвалифицированных исполните-
лей. Педагогическая деятельность актеров, балерин, танцовщиков (с
использованием метода экспертных оценок) позволяет считать этот
вариант психической саморегуляции желательным дополнением к
известным средствам саморегуляции и подготовки артиста, поскольку
через использование самовнушенного перевоплощения возможно
достичь резкого улучшения качества учебных и двигательных навы-
ков. Аналогичный же эффект получен и в дополнительных экспери-
ментальных пробах при обучении рисованию и игре на музыкальном
инструменте.

Возможно также использование этой методики для воспитания
волевых свойств личности. С этой целью предлагается перевоплоще-
ние в личность, обладающую желаемыми свойствами и находящуюся
в желаемых для их проявления обстоятельствах. Проведено более
ста экспериментальных проб. Во всех случаях можно отмечать види-
мое положительное изменение поведения соответственно заданному
образу.

Опыт использования методики для создания сценического образа
показал ее эффективность и в практике психологической подготовки
актера. Для медицинской психологии важен позитивный эффект
волевого самовоздействия, наблюдаемый при перевоплощении боль-
ного неврозом в здорового человека.

Самовнушенное перевоплощение личности в желаемый образ
безусловно, имея определенную тождественность и с игровым пере-

воплощением актера, отличается от него полным внутренним пере-
воплощением. Причем здесь следует отметить и большую глубину
перевоплощения, поскольку в этом случае изменяется и действи-
тельное качество способности к деятельности соответственно задан-
ному образу (эффект, отмеченный В.Л.Райковым). Возможно также
(как легче выполняемое) самовнушенное перевоплощение личности и
в большей или меньшей степени перевоплощения и сохранением
степени осознавания себя в неучебной и творческой деятельности.

Помимо субъективного улучшения, отмеченного студентами в са-
моотчетах по поводу применения аутотренинга, был поставлен лабо-
раторный эксперимент в двух группах: контрольной - без аутогенной
тренировки (30 человек) и в экспериментальной (16 студентов, овла-
девших саморегуляцией) с целью объективизации восстановитель-
ного эффекта волевого самовоздействия. Эксперимент проводился в
лаборатории спортивной психологии и психогигиены ВНИИФК на
базе Дворца спорта ДСО "Труд" с применением длительной моно-
тонной деятельности на велоэргометре. Студентам обеих групп пред-
лагалось длительно отрабатывать небольшую физическую нагрузку
на велоэргометре "Момарк" до появления чувства усталости и непе-
реносимости этой работы ("до отказа").

Моделируя монотонную физическую нагрузку постоянной мощно-
сти одновременно с заданием поддерживать заданный ритм педали-
рования (60-70 оборотов в одну минуту) в экспериментальной группе
и предлагалось через каждые три минуты применять элементы ре-
лаксации и представления отдыха, известного студентам по ощуще-
ниям, достигнутым в процессе обучения психической саморегуля-
ции. Давалось задание : "на минуту" расслабится, не прекращая при
этом работы на велоэргометре". В процессе эксперимента предла-
галось по анкете САН (оценивать свое самочувствие, активность,
настроение в баллах (от 1 до 6,0).

В контрольной группе давалось лишь указание о проведении
монотонной работы "до отказа" без применения каких-либо саморе-
гулирующих приемов. В процессе велоэргометрии студенты опра-
шивались относительно их самочувствия и проводились замеры
психофизиологических показателей - пульса, АД, электрокожного
сопротивления через каждые три минуты, без прекращения работы
на велоэргометре. Информация о латентном периоде простой зри-
тельно-моторной реакции (ЛППЗМР) получалась путем регистрации
ответов на световые сигналы (с помощью специальной хронореф-
лексометрической установки Центр-2), подаваемые в течение всего
эксперимента и следовавшие неравномерно в среднем через 20-30
секунд. Показатель ЛППЗМР характеризует целостную реакцию орга-
низма, идентичную натуральным оефлекторным актам и широко при-
меняется в физиологии для оценки трудовой деятельности человека
(Е.И.Бойко, 1964: С.И.Горшков , З.М.Золина, Ю.М.Мойкин, 1974; С.И.-
Горшков, 1963).
ЭКС регистрировалось прибором, выполненным во ВНИИФК на

базе обычного гальванометра; ЭКС измерялось с ладонной поверх-
ности 1 фаланги первого пальца правой руки. Артериальное давле-
ние измерялось с помощью ртутного сфигмоманометра модели 0,25
завода "Красногвардеец".

После AT произошли значительная оптимизация работоспособно-
сти, тенденция к нормализации вегетативно-сосудистых реакций,
пульса, кровяного давления, особенно систолического, повысились
психоэнергетические возможности и рекреационная способность уча-
щихся, что сказалось, в частности, в увеличении количества оборо-
тов и общего времени монотонной работы по сравнению с конт-
рольной группой. Эти данные доказательно свидетельствуют о высо-
ком рекреационном (восстановительном) эффекге,аутогенной трени-
ровки и волевого самовоздействия, чем уточняется спектр их основ-
ных показаний в качестве средств психопрофилактического активно-
го восстановления и оптимизации работоспособности человека.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДИКА ВОЛЕВОГО САМОВОЗДЕЙСТВИЯ'» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Адресація повідомлень в системах електронної пошти
Повседневный опыт и научное знание
Задача о двух лошадях
Планування аудиту нематеріальних активів
Відмінність між балансовим прибутком і грошовим потоком


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1135 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП