ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

Стили управления и уровни развития групп
Социально-психологические аспекты управления довольно много-
численны. Это и проблемы внедрения автоматизированных систем
управления, и вопросы самоуправления в сфере материального про-
изводства, различные правовые и экономические, технологические
взаимоотношения, носящие первичный характер, но имеющие для
социальной психологии как науки подчиненное значение. Поэтому в
данном разделе разберем лишь те плоскости пересечения целост-
ной науки управления с социальной психологией, которые имеют

прямое отношение к профессиональной деятельности, хотя многие
положения носят неспецифический характер и могут быть перенесе-
ны или, наоборот, заимствованы из практики руководителей любых,
немедицинских коллективов.

Человеческая личность в сфере управления выступает как субъект
непосредственного общения, как член так называемой "малой (кон-
стантной) группы" и как участник коллективной деятельности. Лич-
ность проявляется как центральное звено и главная категория как
общей, так и социальной психологии, обозначающая социальное
качество человека.

Социально-перцептивные характеристики личности руководителя
создают ту установку у членов коллектива, которая формирует и от-
ношение к самому руководителю. Поэтому наличие положительной
информации, исходящей от лиц, формирующих первичное коллек-
тивное мнение о руководителе еще до вступления его в должность,
способствует процессу взаимопринятия в группе и ускоряет созда-
ние социально-психологической атмосферы в коллективе. Расшире-
ние социальной активности трудовых коллективов, происходящее
сейчас в связи с проводимыми реформами, является существенным
фактором роста творческой продуктивности производственных кол-
лективов. "Закон бумеранга", действующий в сфере взаимоотноше-
ний блока "руководитель-подчиненный", заставляет руководителей
производственных коллективов искать демократические формы уп-
равления ими. Этот первый стиль руководства создает наиболее
оптимальные условия для проявления творческой инициативы сНизу
и в то же время препятствует административно-командному стилю
управления, скомпрометировавшему себя в известный "период зас-
тоя". Естественно, что авторитарный (второй стиль) руководства не
опирается на "коллективное мнение", не учитывает "обратных свя-
зей", идущих от низовых коллективов, а опирается лишь на соб-
ственное волеизъявление руководителя, не принимающего диалого-
вого характера взаимодействий.

"Синдром авторитарной личности" характеристики которого изве-
стный социолог Т. Адорно сформулировал под влиянием идей 3.
Фрейда о ведущем значении раннего опыта социализации личности,
определяющего в зрелом возрасте ее отношение к другим группам,
в том числе и этническим, проявляется в следующем.

У "авторитарной личности" существует тенденция к идеализации
своих родителей, хотя одновременно с этим у нее сохраняется по-
давленная и поэтому перешедшая в сферу бессознательного враж-
дебность по отношению к ним. Та же амбивалентность характерна
для поведения "авторитарной личности" в целом. Она нетерпима к
любого рода двойственности и противоречиям. "Авторитарная лич-
ность" очень чувствительна к внешним атрибутам власти и предпо-
читает ситуации, в которых предельно четко определены социальные
ранги и статусы. Ригидность "авторитарной личности" проявляется и
в сфере межличностных отношений, как правило, авторитарные

субъекты расценивают личную близость затруднительной и непри-
емлемой, предпочитая следовать жестким социальным стереотипам.
Отношение "авторитарной личности" к власти в целом параллельны
ее отношению к родителям. Внешне авториартные субъекты почти-
тельны к любому представителю власти, хотя внутренне и бессозна-
тельно они сохраняют постоянно сдерживаемую враждебность и аг-
рессию, которая по механизму замещения направляется на другие
социальные группы, главным образом, на другие этнические общно-
сти и меньшинства (Агеев B.C. Психология межгрупповых отноше-
ний. -М.: МГУ, 1983. - С.17).

Третий стиль управления- так называемый "либеральный" нельзя
назвать в полном смысле управлением, ибо он характеризуется анар-
хичностью принятия решений, часто грешит ненужным подстраива-
нием к членам производственного коллектива, заискиванием перед
ними, и, когда необходимо выполнение принятых коллективом обяза-
тельств, характеризуется авральным характером работы, т.е. в ко-
нечном счете, вновь оборачивается автократизмом наизнанку. Либе-
ральный путь управления творческим коллективом осуждается прак-
тикой и опытом выдающихся руководителей-режиссеров. Так, напри-
мер, Г.А. Товстоногов пишет об этом следующее: <Иногда режиссе-
ры обеспечивают себе в коллективе довольно спокойную жизнь, тем,
что дают работу людям, готовым вступить с ними по поводу любой
роли в конфликт. Я считаю этот путь гибельным. Всех ртов не зат-
кнуть, и не успеет такой режиссер оглянуться, как его разорвут на
части. Как только артисты почувствуют, что какая-то пьеса выбрана
режиссером только для того, чтобы кого-то "ублажить", режиссер
станет жертвой своей недопустимой беспринципности>.

Помимо стиля управления коллективом на становление и разви-
тие его продуктивных взаимоотношений влияют и психологические
механизмы, такие, например, как самоутверждение личности в кол-
лективе, механизмы подражания авторитетным членам коллектива или
лидерам, явления психологического индуцирования ("наведения"),
нравственно-психологического состояния, социальной информирован-
ности, традиций, живущих в каждом конкретном коллективе, коллек-
тивного настроения. Последнее зависит и от личностных особеннос-
тей самого руководителя, в частности, от его оптимистичности, со-
бранности, быстроты принятия решений и т.д.

Помимо понятия группы в социальной психологии существует
категория коллектива. Не всякая группа является коллективом. Тра-
диционно (вслед за А.С. Макаренко) под коллективом понимается
частный случай группы, которая имеет высокий уровень развития и
характеризуется наличием общей цели. Но, как справедливо считает
К.К. Платонов, шайка бандитов, имеющая общую цель ограбить людей,
не является коллективом в истинном смысле, ибо ее поведение асо-
циально.

В связи с этим социальные психологи (К.К. Платонов, А.В. Пет-
ровский и др.) делают дополнение к этой формулировке, имея в

виду, что в коллективе, помимо наличия общих социальных целей у
сплоченной группы, таковые имеются и за пределами данной группы.
Таким образом, к необходимым параметрам, характеризующим кон-
тактную группу как коллектив, относятся: ценностно-ориентационное
и мотивационное единство группы, организационная интеграция,
групповая подготовленность в области профессиональной деятель-
ности, психологическое единство - интеллектуальная и эмоциональ-
но-волевая коммуникативность и психофизиологическая совмести-
мость.

Различают следующие уровни развития группы по степени ее
социальной зрелости. 1) Номинальная группа, являющаяся таковой
лишь по названию, но не связанная вышеперечисленными парамет-
рами. 2) Группа-конгломерат - группа ранее непосредственно незна-
комых людей, оказавшихся вместе волею случая (например, пасса-
жиры одного купе). 3) В группе-кооперации межличностные отноше-
ния носят сугубо деловой характер, подчиненный решению конкрет-
ной задачи и достижению высокого результата. 4) Следующий уро-
вень - автономизация - обозначает состояние высокого внутренне-
го единства группы по параметру совместимости, обособления, эта-
лонизации. Однако, гиперавтономизация может препятствовать пе-
реходу кооперативной группы в коллектив. Заботясь о своей цели,
группа начнет противопоставлять себя коллективу. Достижение об-
щих целей любой ценой - такие черты группового эгоизма присущи
лже-коллективу - или корпорации. 5) Самый высокий уровень групп
- коллектив и его признаки разобраны выше. В развитых коллекти-
вах источником формирования уникальности творческой личности
является сама внутриколлективная жизнь, богатство психоэмоцио-
нальных отношений.

Основываясь на этом, М.В. Воропаев^ разработал классификацию
уровней развития индивидуальности коллектива. Пассивный уровень:
он есть у любой группы, пусть даже недавно созданной, и в нем
творческая личность может существовать и развиваться. Но этот
коллектив совершенно не будет стимулировать и направлять разви-
тие личности.

Доминантный уровень - это ступень, когда какое-либо свойство
коллектива становится доминирующим и системообразующим. В этих
коллективах развитие индивидуальности личности и ее способнос-
тей начинают довольно жестко детерминироваться доминирующей
группой коллективных свойств. Создается, с одной стороны, более
благоприятный эмоциональный климат, чем на предыдущей стадии,
а с другой происходит стимулирование определенных сторон твор-
ческой индивидуальности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стили управления и уровни развития групп» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...
Аудит платежів за ресурси
Мотивація інвестиційної діяльності
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Поняття та види банківських інвестицій


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 992 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП