Проблема способностей - одна из сложнейших теоретических проблем психологии и важнейшая для творческой деятельности прак- тическая проблема. Способность также как и характер является "на- ложенной" подструктурой личности, наряду с теми "рядоположенны- ми" подструктурами, о которых говорилось в предыдущих парагра- фах раздела о личности.
Способности, как и характер, являются определенным сочетанием различных свойств личности. Различие между характером и способ- ностями в том, что характер проявляется во всех видах деятельнос- ти, а способности - только в одном, в определенном виде деятель- ности, например - в творческом труде. Для одного человека профессиональная деятельность не затруд-
нительна, для другого ~ представляет большую сложность, вызывая подчас перенапряжение нервной системы; различия наблюдаются и в качестве трудовой деятельности и в количественной оценке труда, выступающей мерилом степени и быстроты овладения профессио- нальными навыками.
В.И. Ленин признавал неравенство человеческих способностей: "Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство способностей или одина- ковость физических сил и душевных способностей людей.
Само собой разумеется, что в этом смысле люди Не равны. Ни один разумный человек и ни один социалист Не забывает этого". {В.И. Ленин. Либеральный профессор о равенстве. / Полн. собр. соч., т. 24. - С. 361-362.)
Но здесь проблема способностей выходит за рамки психологи- ческой науки.
Способности, как психические явления и категория психологии, могут быть разделены на элементарные и сложные, и на общие и частные.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность способностей» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»