Профессор Берлинского университета К. Леонгард ввел понятие об акцентуированных личностях с учетом акцента (преувеличения, отклонения от нормы) как черт характера, выражающихся в особен- ностях мыслительной сферы, побуждениях человека, так и темпера- мента, влияющего на темп и глубину эмоциональных реакций, на реактивные качества личности, в частности, на темп и глубину эмо- циональных проявлений.
Заострение некоторых особенностей характера, которые в подро- стковом возрасте в силу своей непосредственности подростки не стремятся сгладить и затушевать, может проявляться в виде так называемой акцентуации характера. С повзрослением черты акцен- туаций сглаживаются, что дало основание А.Е. Личко говорить о "преходящих подростковых акцентуациях характера". Некоторые ав- торы, например, К. Леонгард (1968) вместо термина "акцентуации характера" пользуется термином "акцентуированная личность". Одна- ко, применительно к юношам и подросткам с еще не сложившейся личностью, целесообразнее пользоваться первым термином. Кроме
того, как указывает специалист в этой области, профессор В.Ф. Матвеев, "когда используется термин акцентуированная личность, то нередко подразумевается болезненная, малообратимая личностная деформация, в то время как особенности характера при акцентуаци- ях имеют тенденцию к сглаживанию с повзрослением, проявляются непостоянно и лишь при некоторых сложных ситуациях и почти не обнаруживаются в обычных условиях".
В рассказах М. Горького немало интересных зарисовок акцентуи- рованных личностей, так, например, в рассказе "Люди наедине с собою" М. Горький пишет: "... Наблюдая, как ведет себя человек наедине с собою, я вижу его "безумным" - не находя другого слова.
Впервые я заметил это, еще будучи подростком, клоун Рондаль, англичанин, проходя пустынным коридором цирка мимо зеркала, снял цилиндр и почтительно поклонился своему отражению. В коридоре не было ни души, я сидел в баке для воды над головой Рондаля, он не мог видеть меня, да и я не слышал его шагов, я случайно высунул голову из бака как раз в тот момент, когда клоун раскланивался сам с собой. Потом я сообразил, клоун - да еще и англичанин - чело- век, ремесло или искусство которого - эксцентризм...
Но я видел как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой сол- нечный луч и пытался - совершенно безуспешно - надеть его на голову вместе со шляпой. И я видел, что неудача раздражает ловца солнечных лучей, - лицо его становилось еще более сердитым. Он кончил тем, что, уныло хлопнув шляпой по колену, резким жестом нахлобучил ее себе на голову, раздраженно отпихнул ногою собаку Тузика, прищурив глаза, искоса взглянул в небо и пошел к дому... Он же долго и старательно пытался засунуть толстый красный карандаш в горлышко крошечной аптекарской склянки. Это было явное стрем- ление делать вое солидно, с упрямой настойчивостью эксперимента- тора.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие об акцентуациях» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»