Эту группу черт составляет отношения личности: отношение к людям, к себе, к труду.
Чтобы говорить, что какая-то черта характера присуща человеку, надо проследить наличие этой черты в различных видах деятельно- сти, то есть обнаруживать ее постоянно и отчетливо, взаимосвязано с сущностью поведения человека. Если человек проявляет последо- вательность и принципиальность в общественно значимых явлениях действительности, то эта большая определенность придает значи- тельность его характеру.
Но, оставаясь самим собой, человек может проявлять то мень- шую, то большую общительность, твердость или мягкость. Это есте- ственно зависит и от объективных ситуаций и людей, с которыми он сталкивается, но может быть связано с психическими состояниями и с биологическими переменами в организме. Поэтому в характере каждого человека существует единство устойчивых свойств личности, сосуществующих с динамическими качествами, проявляющимися временно и в зависимости от внешнесредовых влияний. Это надо
уметь видеть в человеке. Многие черты характера обнаруживаются в речи человека: одни говорят громко, выразительно, экспрессивно, другие - медленно и тихо. Речь может быть авторитарно-импера- тивной, вопросительной и вкрадчиво-заискивающей, сопровождать- ся скупыми или размашистыми жестами. Высокомерные выпячивают грудь вперед, смотрят свысока. Застенчивые здороваются, не глядя в глаза собеседнику, сходятся бочком (диагонально), общительные же знакомятся "фронтально". Не только пантомимика, отражающая жесто-мимический контур всей личности, но и мимика обнаруживают внешние признаки характера. Не случайно говорят, что "глаза -зер- кало души", хитрые, лучистые или холодные, безжизненные. И улыб- ка бывает разная: самодовольная, светлая, холодная, саркастическая и т.д.
Большую выразительность имеют человеческие руки. Труд, со- здавший человека, привел к высокому представительству в коре головного мозга клеток и нервных проводников, связанных с функци- ями руки, так что руки непосредственно отражают мозговую психи- ческую основу проявлений человеческого характера. Не случайно М. Горький писал, что "вначале руки учат голову, а потом поумневшая голова учит руки".
Но определение характера по внешности - дело сложное. Надо учитывать, что маску человек снимает в конфликтных ситуациях, и типичные черты характера человек обнаруживает непроизвольно: мимика, например, проявляется рефлекторно (в экстремальных ситу- ациях). Во всяком случае нельзя не доверять мнению видного совет- ского психолога академика А.А. Бодалева", который пишет: "Особен- ности, образующие внешний облик и поведение человека, многооб- разны и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним при- знакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим - о поле и возрасте, по третьим - о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем уровне и поведении каждого че- ловека имеются признаки, наблюдая которые люди выводят заклю- чение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Наконец, по определен- ным признакам мы судим, чем занят человек и как он делает свое дело сейчас и т.д."
Важнейшими чертами характера учащегося как формирующегося гражданина являются активность, самостоятельность и дисциплини- рованность.
Активность в деятельности, и в частности, учебной, выражается в деловитости, подвижности и расторопности. Нецелеустремленный учащийся берется за многое, не доводя до конца начатое дело, су- етлив и разбросан. Для проявления активности учащемуся необходи-
' Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
мо - знать дело, за которое он берется, иметь элементарные спо- собности для его выполнения и доводить его до получения резуль- тата, располагать необходимой для работы и ее завершения мате- риальной базой, местом и временем, иметь возможность выполнять самостоятельно часть работы, ибо без самостоятельности не может быть подлинной активности.
Самостоятельность - это ставшая чертой характера способность работать по собственной инициативе или по заданию руководителя, но без посторонней помощи.
Самостоятельность проявляется как в исполнении отдельных при- емов и творческих операций по заданию мастера, так и в умении планировать творческую работу с определением цели творческой разработки. Самостоятельность, воспитывая привычку к труду по внутреннему побуждению, способствует формированию личности и профессиональных качеств. Мастер, во время просмотра самостоя- тельных работ, при подготовке к ним, занят не меньше учащегося: он организует его работу, следит за его действиями и исполнением тех или иных операций и помогает найти нужный прием для решения творческой задачи, учит самоконтролю и анализу действий, требует надлежащей точности исполнения. Точность исполнения тесно связа- на с дисциплинированностью.
Дисциплинированность - это, ставшая чертой характера, склон- ность человека к точному соблюдению правил работы и норм пове- дения, дисциплинированность можно считать чертой характера, если она соответствует основной закономерности, устойчивости, опреде- ляющей все поведение человека. Дисциплинированность связана с личностными качествами учащегося и с его отношением к творческо- му труду и к обучению, и от авторитета педагога и даже от тона, которым отдается указание. Дисциплинированность воспитуема и способствует формированию характера.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Черты и проявления характера» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»