Виды восприятия зависят от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, зрительное восприятие преобладает при осмотре выставки, слухо- вое - при прослушивании музыкального произведения. Восприятие классифицируется также и по видам самих воспринимаемых объек- тов. В этом случае говорят о восприятии пространства, времени, движений, человека человеком - "социальная перцепция" (А.А. Бо- далев).
Под восприятием пространства подразумевается восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений во всех трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зре- ния, осязания и мускульно-двигательных органов. При помощи зре- ния мы воспринимаем пространственное отношение, форму, объем и величину объектов; посредством осязания - положение и величину небольших предметов, с которыми можно непосредственно соприка- саться, например, монета; мускульно-двигательные органы, дополня- ющие осязательное и зрительное восприятие, дают возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины ма- лых и больших объектов во всех трех измерениях (интерьер).
Восприятие времени отражает длительность и последовательность явления или события, зависящих от смены психических процессов, например, время, заполненное малоинтересными событиями, кажет- ся нам более длительным, а смена разнообразных и приятных собы- тий воспринимается скоротечно ("счастливые часов не наблюдают"). Негативные эмоции связаны с замедлением времени. Михаил Чехов писал, например, что смерть человека надо изображать как замед- ление и исчезновение чувства времени: "Актер, играющий смерть, должен в этом месте так построить ритмический и метрический рисунок своей роли, чтобы публика, следя за ним, чувствовала за- медление времени и незаметно пришла к той точке, где замедлен- ный темп как бы на минуту останавливается. И эта остановка дает впечатление смерти". (Путь актера. - Л.: Академия, 1928. -С. 75.)
Восприятие времени и пространства есть одновременно и вос- приятие движения, ибо предметы воспринимаются только переме- щающимися в этих величинах. Различают относительное и безотно- сительное восприятие движения. Относительным восприятием назы- вается такое, при котором одновременно воспринимается и движу- щийся предмет и неподвижная точка, мимо которой он движется. Восприятие называется безотносительным, когда движущийся пред- мет воспринимается изолированно от других.
Восприятие обладает избирательностью, целостностью и пред- метностью, так называемой константностью предмета. Несмотря на изменение физических условий восприятия (например, при удале- нии человека к горизонту и уменьшении его изображения на сетчат- ке, восприятие о его действительном росте сохраняется. Иногда предметы воспринимаются в неправильном, искаженном виде. Воз- никают иллюзии, часто имеющие место при восприятии геометри- ческих предметов. Нормальными являются также иллюзии фигуры и фона, где объект воспринимается то как фон, то как фигура. Кроме нормальных иллюзий бывают случайные иллюзии, когда, например, в состоянии жажды человек воспринимает освещенную местность как озеро, а трусливый принимает пенек за хищного зверя. Иллюзии надо отличать от галлюцинаций - патологических психических про- цессов.
Галлюцинациями называется болезненное 'восприятия" объекта, который в данный момент на человека не действует, но при этом воспринимаются образы, хранящиеся в памяти или сконструирован- ные воображением, которые человек воспринимает и переживает как реально существующие. Галлюцинации чаще всего бывают при пси- хических и инфекционных заболеваниях, иногда - у здоровых (на- пример, у лиц, страдающих от жажды). Различают слуховые, вер- бальные ('голоса"), зрительные, обонятельные и тактильные (осяза- тельные) галлюцинации. Псевдогаллюцинациями называются галлю- циннации у больных, осознающих ложный характер явления.
Как показал А.Р. Лурия, иллюзия зависит от условий жизни и общественно-исторической практики, в которых живет население данной культуры. Например, иллюзия, обычная для европейцев, живущих в условиях цивилизации в "прямоугольной" зрительной среде, почти отсутствует у африканцев, живущих в округлых хижи- нах. Не от рассовых, а от социальных условий зависит иллюзия трапециевидного окна у зулусов, живущих в городе (64% случаев), встречающаяся очень редко (14%) у зулусов, живущих а деревне.
Гештальтпсихология (гештальт--образ) - как направление струк- турализма приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды, идеально реконструировать мир, реализовывать формотворческие новообра- зования. Таким образом, восприятие отрывается от внешнего мира, идеалистически замыкается в субъекте, лишается предметной де- терминированности и сводится к сенсорной активности. Введя поло-
жительные идеи психической активности и верно акцентируя внима- ние на синтезирующей творческой деятельности, структурная психо- логия абсолютизировала эти категории. С позиции теории отраже- ния предметность восприятия раскрывается как объективное каче- ство, детерминированное особенностями воздействия предметов внешнего мира.
Восприятия могут развиваться в процессе обучения и професси- ональной творческой деятельности человека. Средства психорегуля- ции и психологическая тренировка развивают и укрепляют способ- ность сосредотачиваться на воспринимаемых объектах или вырабо- тать более точное восприятие, например, времени, путем психогиги- енизации режима труда и воспитания "рефлекса на время".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды восприятия» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»