В плане получения дополнительных анамнестических сведений, выявления личностной направленности, круга интересов, некоторых социальных установок применяется своеобразный вид ассоциатив- ного эксперимента, основанный на связи запоминания с эмоцио- нальным состоянием (Е.Р. Левина, 1966, 1968). Проба проводится в два приема.
Испытуемому дается инструкция: "Сейчас я прочту вам семь групп
слов. В каждой группе по пять слов. Прочту один раз. Запоминать их не нужно. Но когда я прочту все семь групп, вы скажете, какая из них целиком запомнилась вам почему-то больше остальных*.
После того, как испытуемый назовет ту или иную группу (ее номер или 2-3 слова из группы), в соответствующей графе записывают номер группы и предлагается мотивировать выбор группы, что, по- возможности, дословно протоколируется. Затем осуществляется второй этап эксперимента. Испытуемому дается инструкция: "А сейчас я буду читать каждую группу в отдельности. И в каждой группе вы выберите то слово, которое сегодня при вашем состоянии, при вашем настроении бли- же всего. Не обязательно, чтобы это было самое приятное слово, важно, чтобы оно было для вас актуальным, значимым".
В каждом случае предлагается мотивировать выбор и ответ про- токолируется в соответствующей графе протокола.
Подбор группы осуществляется следующим образом: группы № 1 и 2 содержат большинство отвлеченных, абстрактных понятий, груп- пы №4 и7- понятия, отрицательно эмоционального окрашенные, группа № 5 составлена из смешанных по эмоциональному воздей- ствию слов, группы № 3 и6 включают слова, круг которых позволяет конкретизировать в ряде случаев психотравмирующие ситуации или связи. Образец протокола прилагается.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АССОЦИАТИВНО-ЭМОТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»