ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

СОВРЕМЕННАЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ О МЕХАНИЗМАХ И ФУНКЦИЯХ МОЗГА
Головной мозг человека представляет собой комплекс сложных
иерархических систем и психофизиологических механизмов, парал-
лельно и (или) последовательно обрабатывающих информацию, по-
ступающую извне. При этом каждая из этих систем синтезирует и
(или) анализирует информацию относительно включения стереотип-
ного варианта речевого поведения. Если для животных, в общем и
целом, характерна репродуктивная схема обработки поступающей
информации и реализации поведения, то для человека это - систе-
ма перцептивных гипотез, создающихся на симбиозе и причинно-
обусловленных (детерминистских) установок (программа умственных
действий) и установок вероятностного прогнозирования (продуктив-
ная функция мозга).

Следует отметить, что деятельность мозга основана на реализа-
ции принципа наименьшего усилия трат энергии физиологическими
и психологическими механизмами (закономерность Зифа). Этому также
способствует и сама базисная основа биоэнергетики мозга, что воп-
лощается в том, что мозг может работать и как интегративный ком-
плекс и как множество локальных децентрализованных механизмов с
собственными субконтурами обработки информации различной мо-
дальности. (Есть люди, например Ю. Горный, которые одновременно
могут одной рукой играть на пианино, другой - писать, читать вслух
заученные стихи, и, воспринимая на слух поток цифр, производить
с ними арифметические действия.)

С другой стороны, исследования последних лет, подтверждают
гипотезу, что человек от рождения наделен матричным алфавитом
иконических субзнаков модуляции пространства внешнего мира.
Например, известно, что матричные структуры блока зрительного
анализатора, предпочитают, в первую очередь, воспринимать гео-
метрические структуры, позволяя человеку осуществлять семанти-
ческую обработку информации подсознательно, как в целях биологи-
ческой защиты, так и в целях трудовой оптимальной деятельности,
коммуникации и познания внешней среды.

На основе вышеуказанного элементарного алфавита иконических
знаков формируется наш персонифицированный внутренний мир
основополагающих понятий типа: вертикаль, свет, край, граница, круг,
квадрат (рамка, окно), полет, падение, покой, движение, время, про-
странство и др. Именно с помощью входных фильтров иконической
памяти зрительного анализатора и понятийных гностических зон
головного мозга происходит операция модуляции (рассечения, рас-
членения, анализа) пространства восприятия любого 'кадра" внеш-
него мира. Это говорит о том, что уже в сфере перцептивной психо-
физической деятельности человека имеется своя, вполне фиксируе-

мая знаковая система (язык) с ярко выраженной семантикой. (Л.Н.
Хромов)'.

Психолог, в первую очередь, должен учитывать органически зало-
женные в человеке оперативные структуры и функции, которые инди-
вид приобрел за время эволюции человечества, то есть более чем за
двести тысяч лет.

1) Концептуальная модель мышления исследуемого - обязатель-
на. Оценка речи в первую очередь требует учета различий механиз-
мов мышления людей. Здесь имеют значения этнографические раз-
личия и различия в построении систем памяти у различных людей.
В настоящее время учеными доказано, что мозг европейца работает
по более детерминированным и дискретным программам умственных
действий, чем мозг представителя восточных народов, работающий
по более стохастическим, расплывчатым (размытым) и непрерывным
программам. Даже цветовая гамма ими воспринимается по-разному.
Так, например, Контабаси Такэо^ подчеркивает, что телесный цвет
европейцы и японцы воспринимают неоднозначно. Интеграция есте-
ствознания с искусствоведением сегодня - явление не случайное:
ведь характернейшая черта нашего времени - все более ощутимое
тяготение друг к другу сферы художественной и естественно-науч-
ной.

2) Человеческий мозг, в соответствии с общепризнанными факта-
ми обладает значительной способностью как последовательной (сук-
цесоивной), так и одномоментной, параллельной (симультанной)
обработки информации. Восприятия внешнего мира у некоторых
людей может, вероятно, происходить и по модели Миракяна^, где
вся поступающая в мозг информация сначала перемешивается в
общем "семантическом котле", а затем из нее заново субъект конст-
руирует видимую картину по своим законам.

3) С биологической точки зрения любая речь в основе своей
состоит из алфавита значимых знаков и грамматики - правил рас-
становки и сочетания знаков алфавита. Примерный алфавит мини-
мизирован на уровне иконических знаков и основных понятий (язы-
ковых универсалий), максимально значимых для индивида в смысле
биологического выживания. Специалисты по генетической психоло-
гии сумели проверить, какому закону подчиняется восприятие мла-
денцами целого: закону ли гетерогенной суммации (целое - есть
сумма своих частей) или же закону Гештапьта (целое - есть нечто

' Хромов Л.Н. Учет критериев и ограничений психофизиологической 'ое-
МИОТИК.И при работе актера над ролью// Поихолого-педагогические аспек-
ты обучения студентов творческих вузов/под ред. А.Л.Гройсмана. М., 1984.
- С.107-113.

" Контабаси Такэо. Воспроизведение телесного цвета цветными фотома-
териалами. "Инсацу дзасси".

^ Миракян А.И. Труды XXI международного поихологического конгресса. -
М" 1973. - С. 183.

большее, чем сумма своих частей). Этологи прежде считали, что
молодые организмы действуют согласно первому закону, а взрослые
- согласно последнему. Исследователь Бауэр обуславливал поворо-
том головы налево реакцию младенцев в возрасте 8, 12, 16 и 20
недель на иконические стимулы алфавита: О, X... и комплекс этих
стимулов. Был получен фундаментальный результат, - зрительный
мир младенца нельзя больше считать наделенным лишь примитив-
ной способностью к светоразличению и чувствительностью к движе-
нию. Он обладает также стабильной матричной понятийной органи-
зацией восприятия и видит не хаос световых пятен, а структуры,
формы, различие в формах и их ориентацию. С возрастом алфавит
иконических знаков становится более четким. (Ямщиков А.Н. Вопро-
сы психологии, №4. - М., 1978. - С.164.)

Интересно, что даже птицы умеют различать иконические фигуры.
Опыты показали, что малиновки нетолько отлично различают отдель-
ные картины звездного неба, но и точно знают как меняется звезд-
ное небо от времени года и даже в течение ночи. Установлено, что
главным ориентиром при этом служит треугольник определенных
звезд: Вега - Денеб - Альтаир.

4) Мозг работает на основе реализации принципа минимизации
и принципа экономии. Здесь необходимо знать и, естественно, учи-
тывать, что в мозгу есть специфические каналы и зоны по обработке
информации той или иной модальности, а есть не специфические,
приспосабливавшиеся в процессе эволюции 'для обработки- "не сво-
ей" информации'. Так происходит, когда зрительный анализатор,
например, помогает слуховому и наоборот. Человек привык восприни-
мать зрительную информацию и черно-белую, и цветную как объемную.

Например, с помощью черно-белых таблиц Шульте или по ошиб-
кам в определении объемных компонентов можно легко определить
начальное утомление человека. Имеется также закономерность в об-
ласти диагностики речи, когда длинные фразы и длинные слова мозг
старается укорачивать до допустимого минимума в экстремальных
условиях.

5) Дисциплина обмена информацией или темп речи (письма) по
своим временным и пространственным характеристикам в норме
соответствует органическим параметрам, присущим речевому и зри-
тельному потоку человека^. Это обозначает, что единицы потока речи
следуют в темпе (ритме), соизмеримом с основными временными
параметрами просодических (интонационных) элементов речи и сло-
годеления. В основе этой ритмики заложены дыхательные экскурсии
легких и диафрагмы, а также ритмика работы слогоделителя -
фарингса (глотки) и ритмика наполнения и опорожнения оператив-
ной памяти мозга (Н.И. Жинкин)^

' Якобсон Р.В. Семиотика и искусствометрия. - М.: Наука, 1972.
^ Конорски Е. Интегративкая деятельность мозга. - М.: Мир, 1972.
* Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.

Дыхательный цикл - время выдоха (вдоха) не более трех секунд
программирует общую дугу просодии (интонационную кривую) речи;

Слогоделительный цикл - время генерации слога (и сегмент
одномоментного восприятия - 150-250 мс) является временем пере-
ходных процессов (постоянная времени) оперативной памяти челове-
ка, на которой зиждется и внимание, и понимание, и запоминание
поступающей информации^. Темп речи и письма и темп ее воспри-
ятия является диагностическим элементом.

Обязателен и учет закономерности Мюллера: 7+2, чем ограничи-
вается не только объем восприятия, но и объем смысловых фрагмен-
тов порождаемого текста в норме.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОВРЕМЕННАЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ О МЕХАНИЗМАХ И ФУНКЦИЯХ МОЗГА» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит додаткового капіталу
ВАЛЮТНИЙ КУРС
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 729 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП