СОВРЕМЕННАЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ О МЕХАНИЗМАХ И ФУНКЦИЯХ МОЗГА
Головной мозг человека представляет собой комплекс сложных иерархических систем и психофизиологических механизмов, парал- лельно и (или) последовательно обрабатывающих информацию, по- ступающую извне. При этом каждая из этих систем синтезирует и (или) анализирует информацию относительно включения стереотип- ного варианта речевого поведения. Если для животных, в общем и целом, характерна репродуктивная схема обработки поступающей информации и реализации поведения, то для человека это - систе- ма перцептивных гипотез, создающихся на симбиозе и причинно- обусловленных (детерминистских) установок (программа умственных действий) и установок вероятностного прогнозирования (продуктив- ная функция мозга).
Следует отметить, что деятельность мозга основана на реализа- ции принципа наименьшего усилия трат энергии физиологическими и психологическими механизмами (закономерность Зифа). Этому также способствует и сама базисная основа биоэнергетики мозга, что воп- лощается в том, что мозг может работать и как интегративный ком- плекс и как множество локальных децентрализованных механизмов с собственными субконтурами обработки информации различной мо- дальности. (Есть люди, например Ю. Горный, которые одновременно могут одной рукой играть на пианино, другой - писать, читать вслух заученные стихи, и, воспринимая на слух поток цифр, производить с ними арифметические действия.)
С другой стороны, исследования последних лет, подтверждают гипотезу, что человек от рождения наделен матричным алфавитом иконических субзнаков модуляции пространства внешнего мира. Например, известно, что матричные структуры блока зрительного анализатора, предпочитают, в первую очередь, воспринимать гео- метрические структуры, позволяя человеку осуществлять семанти- ческую обработку информации подсознательно, как в целях биологи- ческой защиты, так и в целях трудовой оптимальной деятельности, коммуникации и познания внешней среды.
На основе вышеуказанного элементарного алфавита иконических знаков формируется наш персонифицированный внутренний мир основополагающих понятий типа: вертикаль, свет, край, граница, круг, квадрат (рамка, окно), полет, падение, покой, движение, время, про- странство и др. Именно с помощью входных фильтров иконической памяти зрительного анализатора и понятийных гностических зон головного мозга происходит операция модуляции (рассечения, рас- членения, анализа) пространства восприятия любого 'кадра" внеш- него мира. Это говорит о том, что уже в сфере перцептивной психо- физической деятельности человека имеется своя, вполне фиксируе-
мая знаковая система (язык) с ярко выраженной семантикой. (Л.Н. Хромов)'.
Психолог, в первую очередь, должен учитывать органически зало- женные в человеке оперативные структуры и функции, которые инди- вид приобрел за время эволюции человечества, то есть более чем за двести тысяч лет.
1) Концептуальная модель мышления исследуемого - обязатель- на. Оценка речи в первую очередь требует учета различий механиз- мов мышления людей. Здесь имеют значения этнографические раз- личия и различия в построении систем памяти у различных людей. В настоящее время учеными доказано, что мозг европейца работает по более детерминированным и дискретным программам умственных действий, чем мозг представителя восточных народов, работающий по более стохастическим, расплывчатым (размытым) и непрерывным программам. Даже цветовая гамма ими воспринимается по-разному. Так, например, Контабаси Такэо^ подчеркивает, что телесный цвет европейцы и японцы воспринимают неоднозначно. Интеграция есте- ствознания с искусствоведением сегодня - явление не случайное: ведь характернейшая черта нашего времени - все более ощутимое тяготение друг к другу сферы художественной и естественно-науч- ной.
2) Человеческий мозг, в соответствии с общепризнанными факта- ми обладает значительной способностью как последовательной (сук- цесоивной), так и одномоментной, параллельной (симультанной) обработки информации. Восприятия внешнего мира у некоторых людей может, вероятно, происходить и по модели Миракяна^, где вся поступающая в мозг информация сначала перемешивается в общем "семантическом котле", а затем из нее заново субъект конст- руирует видимую картину по своим законам.
3) С биологической точки зрения любая речь в основе своей состоит из алфавита значимых знаков и грамматики - правил рас- становки и сочетания знаков алфавита. Примерный алфавит мини- мизирован на уровне иконических знаков и основных понятий (язы- ковых универсалий), максимально значимых для индивида в смысле биологического выживания. Специалисты по генетической психоло- гии сумели проверить, какому закону подчиняется восприятие мла- денцами целого: закону ли гетерогенной суммации (целое - есть сумма своих частей) или же закону Гештапьта (целое - есть нечто
' Хромов Л.Н. Учет критериев и ограничений психофизиологической 'ое- МИОТИК.И при работе актера над ролью// Поихолого-педагогические аспек- ты обучения студентов творческих вузов/под ред. А.Л.Гройсмана. М., 1984. - С.107-113.
^ Миракян А.И. Труды XXI международного поихологического конгресса. - М" 1973. - С. 183.
большее, чем сумма своих частей). Этологи прежде считали, что молодые организмы действуют согласно первому закону, а взрослые - согласно последнему. Исследователь Бауэр обуславливал поворо- том головы налево реакцию младенцев в возрасте 8, 12, 16 и 20 недель на иконические стимулы алфавита: О, X... и комплекс этих стимулов. Был получен фундаментальный результат, - зрительный мир младенца нельзя больше считать наделенным лишь примитив- ной способностью к светоразличению и чувствительностью к движе- нию. Он обладает также стабильной матричной понятийной органи- зацией восприятия и видит не хаос световых пятен, а структуры, формы, различие в формах и их ориентацию. С возрастом алфавит иконических знаков становится более четким. (Ямщиков А.Н. Вопро- сы психологии, №4. - М., 1978. - С.164.)
Интересно, что даже птицы умеют различать иконические фигуры. Опыты показали, что малиновки нетолько отлично различают отдель- ные картины звездного неба, но и точно знают как меняется звезд- ное небо от времени года и даже в течение ночи. Установлено, что главным ориентиром при этом служит треугольник определенных звезд: Вега - Денеб - Альтаир.
4) Мозг работает на основе реализации принципа минимизации и принципа экономии. Здесь необходимо знать и, естественно, учи- тывать, что в мозгу есть специфические каналы и зоны по обработке информации той или иной модальности, а есть не специфические, приспосабливавшиеся в процессе эволюции 'для обработки- "не сво- ей" информации'. Так происходит, когда зрительный анализатор, например, помогает слуховому и наоборот. Человек привык восприни- мать зрительную информацию и черно-белую, и цветную как объемную.
Например, с помощью черно-белых таблиц Шульте или по ошиб- кам в определении объемных компонентов можно легко определить начальное утомление человека. Имеется также закономерность в об- ласти диагностики речи, когда длинные фразы и длинные слова мозг старается укорачивать до допустимого минимума в экстремальных условиях.
5) Дисциплина обмена информацией или темп речи (письма) по своим временным и пространственным характеристикам в норме соответствует органическим параметрам, присущим речевому и зри- тельному потоку человека^. Это обозначает, что единицы потока речи следуют в темпе (ритме), соизмеримом с основными временными параметрами просодических (интонационных) элементов речи и сло- годеления. В основе этой ритмики заложены дыхательные экскурсии легких и диафрагмы, а также ритмика работы слогоделителя - фарингса (глотки) и ритмика наполнения и опорожнения оператив- ной памяти мозга (Н.И. Жинкин)^
' Якобсон Р.В. Семиотика и искусствометрия. - М.: Наука, 1972. ^ Конорски Е. Интегративкая деятельность мозга. - М.: Мир, 1972. * Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
Дыхательный цикл - время выдоха (вдоха) не более трех секунд программирует общую дугу просодии (интонационную кривую) речи;
Слогоделительный цикл - время генерации слога (и сегмент одномоментного восприятия - 150-250 мс) является временем пере- ходных процессов (постоянная времени) оперативной памяти челове- ка, на которой зиждется и внимание, и понимание, и запоминание поступающей информации^. Темп речи и письма и темп ее воспри- ятия является диагностическим элементом.
Обязателен и учет закономерности Мюллера: 7+2, чем ограничи- вается не только объем восприятия, но и объем смысловых фрагмен- тов порождаемого текста в норме.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОВРЕМЕННАЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ О МЕХАНИЗМАХ И ФУНКЦИЯХ МОЗГА» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»