Сексуализация межполовых контактов и правила повеления в них
В вышеприведенных примерах наблюдается еще одно проявление гендерных отношений — сексуализация межполовых контактов. Приведу другие примеры этого явления. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают интерпретировать контакты между мальчиками и девочками как романтические и сексуальные. Лойд описывает, как девочки приглашают мальчиков играть в игры с любовью и замужест-
292 Глава 9. Гендерные отношения вом — на роли мужчин. Они заставили мальчика поцеловать девочку (другой мальчик не согласился и убежал), и он согласен на ней жениться (в игре). Сроуф с коллегами наблюдал за детьми 8-10 лет в летнем лагере. Мальчик Чарли, который заходил в палатку к девочкам за своим радиоприемником, сразу же был встречен насмешками со стороны других мальчиков. У него спрашивали, не целовался ли он там с девочками. И Чарли прилагает массу усилий, чтобы вернуть расположение мальчиков. Так с помощью насмешек сохраняется сегрегация полов и их конфронтация. Если кого-то уличают во влюбленности, он (она) сразу же это отрицает: «Ты любишь его (ее)?» — «Нет, я его (ее) ненавижу!» (также из наблюдений в летнем лагере). В то же время иногда девочка признается подруге, что ей нравится мальчик, рискуя, что та может ее выдать. Как правило, дети воспринимают как норму гетеросексуальную влюбленность. Хотя мальчики дразнят друг друга словами, говорящими о гомосексуализме, все же это несерьезно. «Любовь» между двумя мальчиками воспринимается как что-то смешное и несуразное. Мальчики и девочки начинают интерпретировать некоторые игры как романтические и сексуальные — например, когда мальчик догоняет девочку и толкает ее. Шоуфилд называет эту форму поведения «ухаживанием с помощью толчков» (pushing courtship). Он также приводит следующий пример: одна девочка заявила, что мальчик влюбился в ее подругу, а когда ее спросили, откуда она это знает, то ответила: «Он сбросил ее книги на пол». Подобное поведение — переход к будущим сексуальным отношениям. Наконец, еще одно проявление конфронтации полов (в котором, как и в предыдущем явлении, закладываются нормы будущих отношений между мальчиками и девочками: амбивалентного сочетания враждебности с позитивным отношением) — правила поведения с представителями противоположного пола. Эти неписаные правила о межполовых контактах для 8-10-летних детей выявили Шроуф и коллеги: ♦ контакт должен быть вынужденным (к примеру, это может быть случайное столкновение); ♦ контакт должен быть случайным (например, мальчик ждет своей очереди выпить лимонада после двух девочек, и все участники не должны проявлять инициативы общения — нельзя разговаривать ни мальчику с девочками, ни девочкам с мальчиком); ♦ контакт должен быть прикрыт какой-то явной необходимостью (к примеру, можно передать лимонад сидящему за другим столом, это следует сделать обязательно с равнодушным лицом, нельзя проявлять никакого интереса); ♦ контакт приемлем, когда к нему вынуждают взрослые (учитель посылает мальчика принести что-то от девочек); ♦ контакт приемлем, когда ребенка сопровождает представитель его пола (две девочки могут разговаривать с двумя мальчиками); ♦ объект контакта впоследствии дезавуируется (нужно говорить о его уродливости, оскорблять и даже (у мальчиков) толкать).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сексуализация межполовых контактов и правила повеления в них» з дисципліни «Гендерна психологія»