В дошкольном возрасте (до 5 лет) Анни была живой, смышленой и энергичной девочкой, полной идей и замыслов. Она любила ходить в детский сад и играла и с мальчиками и с девочками. И те, и другие любили с ней играть. Когда ей исполнилось 5 лет, ситуация изменилась. Приходя домой, она рассказывала маме, что мальчики говорят, что она не хочет играть с ними и она больше не хулиганка. Она сказала маме, что не хочет делать все что угодно, а мальчики не оставляют ее в покое. Мама и дочка обсудили, что значит быть хулиганкой и какое «хулиганское» поведение нравится дочери. Анни и другие девочки нашли другое решение проблемы. Они организовали команду девочек и стали играть в войну с мальчиками. Обе команды (и мальчиков, и девочек) занимали свой угол на игровой площадке, где устроили каждая свою «крепость». Членам противоположной команды не позволялось ступать на территорию крепости. Однажды мама хотела оставить Анни дома, но та сказала, что она не может оставаться дома — у нее в этот день запланирована «война» между двумя командами. Члены обеих команд насмехались над представителями другого пола, и все — и мальчики и девочки были сильно взбудоражены. Когда Анни пошла в школу, ситуация снова изменилась. Через неделю она уже пришла домой вслезах. Она рассказала, что мальчики погнались за ней, повалили на землю, скрутили ей руки и причинили боль. Они начали стаскивать с нее одежду. Она рассказала маме: «Они сказали, что хотят, чтобы я была голая». Мама сказала Анни, что она никогда не должна позволять мальчикам делать такие веши, что она может царапаться и пинаться, чтобы остановить мальчиков. Но Анни сказала: «Мама, я не могу так себя вести». На следующий день она подошла к лидеру команды мальчиков и сказала: «Я больше никогда не хочу играть в войну». Он сказал: «Ну, ладно», и конфронтация прекратилась. Но когда Анни было уже 9 лет, учительница, характеризуя ее, сказала, что она очень популярна среди девочек, а мальчиков просто ненавидит (по Maccoby, 1999). Разумеется, подобное происходит не со всеми девочками. Дело в том, что Анни пыталась соединить фемининные черты с маскулинными (в частности, стремлением к лидерству) и испытывала при этом определенные затруднения. К тому же Маккоби не сообщает, насколько привлекательной была эта девочка, а известно, что мальчики чаще третируют красивых девочек, таким странным образом проявляя свои симпатии. Но все же то, что мальчики использовали свою физическую силу и количественное преимущество (нападая на одну девочку, а не на группу), очень характерно для данного возраста. По мнению Маккоби, такое поведение мальчиков закономерно порождает конфронтацию полов. Она проявляется: 1) в чувстве опасения и настороженности девочек по отношению к мальчикам; 2) в реакциях девочек на мальчишеский игровой стиль; 3) в различной свободе выбора общения; 4) в «границах дозволенного»; 5) в сексуализации межполовых контактов; 6) в правилах игры. Таким образом, имеет место взаимное влияние ряда факторов: различное поведение мальчиков и девочек усиливают сегрегацию, а сегрегация способствует уве личению различий между мальчиками и девочками. Половая сегрегация порождает конфронтацию полов, а она, в свою очередь, также приводит к нежеланию девочек и мальчиков общаться друг с другом, т. е. сегрегация между полами снова увеличивается. Приведу конкретные примеры проявления конфронтации между мальчиками и девочками или, по крайней мере, проявления лучших взаимоотношений с представителями своего пола по сравнению с представителями противоположного.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «История взаимоотношений девочки с мальчиками» з дисципліни «Гендерна психологія»