По умеренным оценкам, более 50% всех взрослых старше 60 лет жалуются на трудности запоминания. Однако жалобы на плохую память могут отражать субъективное чувство ухудшения, а не объективную потерю памяти. Данные исслед. свидетельствуют о том, что имеют место возрастные изменения, связанные с памятью и с общим интеллектуальным функционированием. Исслед., посвященные сравнению младших и старших возрастных групп, показывают более высокую интраиндивидную изменчивость у старших испытуемых. В др. исслед. отмечается более медленное выполнение когнитивных заданий пожилыми людьми. По-видимому, существует взаимосвязь между скоростью выполнения человеком интеллектуальных заданий и быстротой процессов его памяти. Нормальные взрослые действительно обнаруживают с возрастом заметное снижение памяти на недавние события, однако память на отдаленные события у них не нарушается, как у страдающих старческой деменцией. Кроме того, пожилые люди более уязвимы к депрессии, особенно в связи с плохим здоровьем. Ляру, Дессонвиль и Джарвик указывают, что обследования различных слоев населения, так же как и исслед. госпитализированных больных, подтвердили эту взаимосвязь между физ. здоровьем и депрессией. Вопрос о том, вызывает ли физ. болезнь депрессию или, наоборот, страдающие депрессией лица в большей степени предрасположены к развитию физической болезни, все еще остается дискуссионным. В добавление к физ. болезни как связующему с депрессией звену, эти авторы отмечают, что утрата соц. поддержки, вызванная потерей близких, выходом на пенсию или переездом на новое место, способствует развитию депрессии, хотя связь депрессии с этими факторами может и не быть столь же критической, как с физ. болезнью, особенно когда чел. имеет возможность поддерживать с кем-либо доверительные отношения. Зальцман и Гутфройнд обнаружили, что депрессия может вызывать уменьшение объема внимания, увеличение ошибок пропуска сигнала, ухудшение воспроизведения по памяти свежей информ., сокращение доступа к приятным воспоминаниям, сопровождаемое облегчением доступа к печальным воспоминаниям, снижение способности организовывать информ. и обращение к менее эффективным стратегиям запоминания. Скогин и Байниас сообщают, что тренировка памяти, по всей вероятности, дает кратковременные положительные эффекты. Они оценили результаты тренировки памяти у 27 участников специальной программы для лиц преклонного возраста, сравнивая их с контрольной группой из 13 человек, не проходивших тренинга памяти, через 3 года после завершения программы. Они не обнаружили различий в числе жалоб на память между этими двумя группами, хотя 3 года назад участники тренинга памяти жаловались на память больше, чем члены контрольной группы. В более позднем исследовании Флинн и Сторандт сравнивали несколько групп 60—80-летних участников программы тренировки памяти. В двух группах тренировка памяти велась индивидуально каждым участником по специально составленному руководству для самообучения, однако если члены одной группы тем и ограничивались, члены второй посещали еще и групповые дискуссии по проблемам пожилых людей и использованию методов совладания (coping methods). Третья группа служила в качестве контрольной (состоящей из лиц, записавшихся в программу и ожидающих своей очереди). Сравнение показало, что члены группы, посещавшей дополнительные групповые дискуссии, улучшили показатели своей памяти, тогда как участникам программы, занимающимся только самостоятельной тренировкой памяти, не удалось этого сделать. Существует обширная литература, в к-рой отмечается гораздо большая уязвимость пожилых людей к депрессии по сравнению с более молодыми, и, в действительности, процент страдающих депрессией среди пожилых значительно выше, чем среди относительно молодых взрослых. Можно сделать достаточно правдоподобный вывод, что память претерпевает изменения по мере старения, особенно когда люди достигают старческого возраста (более 80 лет). Не менее правдоподобным будет вывод о том, что депрессия оказывает воздействие на память, объем и концентрацию внимания, однако вызываемые ею эффекты зависят от критериев определения объема внимания и общего качества интеллектуальных и когнитивных процессов индивидуума. Кроме того, такие факторы, как физ. здоровье, соц. поддержка и общая удовлетворенность жизнью, тоже сказываются на психол. и когнитивном функционировании. В заключение следует признать, что еще окончательно не установлена эффективность специальных программ тренировки памяти для нормальных лиц старческого возраста, жалующихся на свою память.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Старики: настроение и память» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»