Личностно-центрированная, или клиентоцентрированная терапия
Личностно-центрированная терапия (первонач. наз. клиентоцентрированной) была предложена К. Роджерсом в начале 1940-х гг. Она нашла таких видных сторонников, как В. Рейми (теперь когнитивный психотерапевт) и Ю. Гендлин (теперь работает в области эмпирической, осн. на опыте психотер.). Хотя она уже и не практикуется в первоначальном виде, но все же представляет собой интегральный компонент теории и практики бесчисленного количества теоретиков и психотерапевтов. Согласно взглядам Роджерса, эмоциональные нарушения яв-ся преим. рез-том: а) приобретения людьми отрицательной Я-концепции вследствие недостаточного принятия их др., особенно в детские годы, и отказа др. обеспечить им подходящие условия для (личностного) роста; б) расхождения между реальным Я и тем, как воспринимают чел. др.; в) отказа людей прямо и свободно осознать те аспекты собственной личности, к-рые не согласуются с их Я-концепцией; г) склонности людей делать чрезмерные обобщения, находиться во власти концепций или мнений и полагаться на абстракции, вместо того чтобы обратиться к испытанию реальности; д) самоуничижения или чувства малоценности. Роджерианские, или личностно-центрированные методики психотер. включают: а) включение в глубокие, интенсивные, заботливые отношения с клиентами; б) постоянное проявление в этих отношениях искренности, конгруэнтности и эмпатического понимания клиентов и их проблем; в) недирективный и ненавязчивый диалог между врачом и клиентом; г) помощь клиентам в замене состояния собственной малоценности на способность ценить и верить в мудрость своего развивающегося организма; д) содействие клиентам в достижении безусловно положительного отношения к самим себе, гл. обр. через переживание безусловно положительного отношения к ним терапевта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Личностно-центрированная, или клиентоцентрированная терапия» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»