П. р. к. — всеохватывающий, долгосрочный образовательный процесс, сочетающий в себе обучение с отрывом от работы и обучение на рабочем месте. Она отличается от повышения квалификации или стажировки своей продолжительностью. Гетцкоу, Форхенд и Джеймс обнаружили, что годичный курс подготовки с целью развития управляющих для занятия новых должностей в гораздо большей степени изменял их поведение в сравнении с более короткими курсами обучения. Такая подготовка м. б. организована в виде длительного и непрерывного процесса, начинающегося со времени прихода в орг-цию на низшую ступень управленческой иерархии и продолжающегося чуть ли не до ухода на пенсию с ее высшей ступени. В отличие от профессионального обучения, курс профессионального развития относится к получению образования, связанного с дальнейшим расширением умений работающих менеджеров справляться с разнообразием проблем, с к-рыми они могут столкнуться в процессе своего профессионального и должностного роста. П. р. к. происходит как с отрывом от работы, так и непосредственно на рабочем месте. При обучении с отрывом от работы она может включать те же самые предметы, к-рые входят в программу подготовки магистра делового администрирования (MBА): бухгалтерский учет, управление финансами, исслед. операций, экономику и стат. В содержании таких обязательных курсов как деловая политика, теория орг-ции, планирование деятельности, лидерство, трудовая мотивация и мораль обычно широко представлена организационная психология. Подготовка на рабочем месте может выражаться, в частности, в ротациях, наставничестве и поручении специальных заданий. Управляющие низшего звена, систематически отбираемые на основе эффективных оценивающих программ для подготовки к занятию высших должностных позиций, продвигаются по диагонали вверх по организационной иерархии, задерживаясь на каждой позиции в течение неск. лет, не более. Это позволяет обеспечить растущего менеджера широким видением деятельности орг-ции в целом и приобрести опыт решения проблем в различных элементах ее системы. Наставничество или менторство обеспечивает растущих менеджеров руководством и обратной связью от их старших по рангу коллег. Специальные задания позволяют приобретать необходимый опыт в решении специфических проблем. Эффективная программа П. р. к. опирается на анализ целей орг-ции и сравнение потребностей в управленческих кадрах с имеющимися у нее ресурсами. Возможность удовлетворять свои потребности в руководителях за счет продвижения собственных работников, а не за счет найма со стороны, позволяет орг-ции сводить к минимуму нарушения в слаженном механизме работы. Большая часть из того опыта, к-рый орг-ция приобретает при решении внутренних и внешних проблем, накапливается ее руководством. Такая подготовка руководителей способствует эффективной, согласованной внутренней преемственности в орг-ции. Участие управляющих в таких программах позволяет им более четко представлять пути собственной карьеры. Это помогает объединять потребности конкретного чел. с целями орг-ции и стимулирует управляющего постоянно совершенствовать свои умения в процессе продвижения. Последнее означает, что руководитель вовлекается в процесс «обучения на всем протяжении карьеры». Одна из интересных стратегий разраб. программы П. р. к. начинается с просьбы к немногочисленному кругу высших руководителей орг-ции указать своих лучших управляющих. Видение и подходы, используемые в работе этими лучшими исполнителями, тщательно изучаются. Извлекаемые отсюда принципы кладутся в основу программ развития для др. ключевых менеджеров в орг-ции. Параллельно должен осуществляться анализ достоинств и недостатков работы растущих управляющих. Развивающие мероприятия для этих лиц концентрируются вокруг тех сторон деятельности, соответствие текущим и будущим требованиям в к-рых оказывается проблематичным без усиления соотв. умений. Планы действий по развитию формируются на основе изучения расхождений между достоинствами и недостатками. При планировании осн. внимание уделяется наиболее серьезным расхождениям, над к-рыми управляющий сохраняет определенный контроль.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Подготовка руководящих кадров» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»