О. к. — термин, используемый для описания теорет. и практ. подготовки, по завершении к-рой участники академических программ имеют возможность получить одну из ученых степеней и пройти профессиональную аттестацию по любой из широкого ряда специальностей, включающих применение методик консультирования с выдачей соотв. сертификата. Типичный перечень областей специализации в О. к. включает следующие специальности: консультанты в начальной и средней школе, консультанты в колледжах, консультанты групп. работы, консультанты по вопросам семьи и брака, консультанты по реабилитации, консультанты для особых групп и консультирующие психологи (психологи-консультанты). Академические программы О. к. включают программы для непрофессионалов, программы бакалавриата, аттестационные (сертификационные) программы, магистерские программы, программы для специалистов (6 лет) и докторские программы, выбираемые в зависимости от желаемого и/или необходимого уровня подготовки. Программы для получения О. к., как правило, соответствуют стандартам, устанавливаемым профессиональными орг-циями, членами к-рых становятся выпускники таких программ. Эти орг-ции тж предоставляют им возможность публиковать рез-ты исслед. в своих различных изданиях. Две профессиональные орг-ции, членами к-рых обычно становятся консультанты, — это Американская психол. ассоц. (АРА) и Американская ассоц. консультирования и развития (AACD). Консультирующие психологи обычно связаны со службами психич. здоровья, поскольку имеют дело с проблемами, возникающими у психически нормальных людей в сфере образования и труда. Кроме того, существует частичное пересечение областей психол. и пед. консультирования по причине того, что и психологи-консультанты, и консультанты-педагоги предлагают сходные услуги и опираются в своей работе на психол. принципы и методики оценивания, вмешательства и терапевтического роста. Исследуя особенности консультантов и консультирующих психологов, имеющих докторскую степень, Краускопф, Торенсон и Мак-Элир пришли к выводу, что профессионалов в области психол. консультирования можно было разделить на три относительно четкие группы: а) группу персонала учеб. заведений, члены к-рой выполняли учеб. и административные функции; б) группу, члены к-рой приняли традиционную академическую роль ученого, занимающегося соц. или поведенческими науками; в) группу консультирующих психологов, к-рые сменили роль ученого / гос. служащего на роль частнопрактикующего специалиста. Программы для получения О. к., разраб. в вузах, построены на широком множестве теорет. оснований, обеспечивающих знакомство со всеми осн. системами. Только неполный их перечень мог бы включать поведенческий, когнитивный, экзистенциальный, феноменологический, рационально-эмотивный подходы, теорию поля, транзактный анализ, теорию психосоциальной динамики и факторную теорию черт. Текущие исслед. показывают, что ни одно из этих теорет. оснований не яв-ся всецело доминирующим в совр. школах консультирования и психотер.; как утверждает Д. Смит, подавляющее большинство консультирующих психологов, по всей видимости, отдает предпочтение эклектизму. Одновременно наблюдается неуклонное расширение практ. программ, уделяющих больше времени клинической практике, обеспечивающих более плотную супервизию стажеров и предусматривающих по меньшей мере годичную интернатуру для докторантов. Кроме того, клиническая практика в рамках таких программ чаще проводится не в учеб. заведениях, а в местных учреждениях и орг-циях. Программы для получения О. к., к-рые, по-видимому, увеличиваются по объему часов и расширяются по содержанию, теперь включают консультирование по вопросам семьи и брака, геронтологическое консультирование, консультирование по проблемам наркомании и токсикомании, консультирование коррекций, консультирование по вопросам развития, консультирование по проблемам среднего возраста и др. курсы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Образование консультанта» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»