Литература по общественным наукам содержит много дискуссий, посвященных идеологическим проблемам, и особенно соц.-политическому Л. и К. Особый интерес представляет применение принципа полярности при разграничении К. и Л. С. Томкинс предложил исчерпывающий набор допущений, характеризующих идеологическую полярность (либеральные допущения приводятся первыми): 1) чел. есть цель самого себя, или чел. не есть цель самого себя; 2) чел. естественен или чел. искусственен; 3) чел. должен удовлетворять и максимизировать свои влечения и аффекты или чел. должен руководствоваться нормами, к-рые, в свою очередь, регулируют его влечения и аффекты; 4) ценности — это то, чего хочется чел. или ценности существуют независимо от человека; 5) человеку следует минимизировать неудовлетворенные влечения и отрицательные аффекты или человек должен максимизировать следование существующим нормам и их осознание; 6) сдерживание эмоций следует минимизировать или аффекты следует контролировать посредством норм; 7) власть должна быть как можно сильнее, чтобы максимизировать положительные аффекты и минимизировать отрицательные или власть должна быть как можно сильнее, чтобы максимизировать уступчивость и выполнение норм; 8) конфликты между аффектами одного чел. и между аффектами разных людей следует свести к минимуму или их не надо минимизировать; 9) разрешение конфликта интересов между отдельными людьми должно основываться на максимизации выполнения желаний и минимизации фрустрации желаний или разрешение конфликта интересов должно основываться на максимизации выполнения норм или конформизма; 10) к слабостям и недостаткам следует относиться терпимо и исправлять их или к ним следует относиться нетерпимо и наказывать за их проявление. Итак, согласно С. Томкинсу, позиции правого и левого крыла различаются в зависимости от ответов на следующие вопросы: «Яв-ся ли чел. по своей природе мерой всех вещей, целью самого себя, активной, творческой, думающей, желающей, любящей силой? Или чел. должен реализовывать себя, добиваться своего положения только путем борьбы с чем-либо/кем-либо, участия в чем-либо, следуя некой норме, соответствуя некой мере, служа идеальной сущности, к-рые практически не зависят от чел.?» Росситер предлагает описание, более ориентированное на политику, и утверждает, что совр. К. включает в себя 9 основных принципов: 1) существование универсального нравственного порядка, санкционированного и поддерживаемого организованной религией; 2) неисцелимо несовершенная природа людей, где за ширмой цивилизованного поведения всегда скрываются неразумность и греховность; 3) врожденное неравенство людей в отношении разума, тела и характера; 4) необходимость существования соц. классов и порядка и, следовательно, явное безрассудство любых попыток уравнять людей с помощью силы закона; 5) главная роль частной собственности в деле обеспечения личной свободы и защиты общественного порядка; 6) неопределенность прогресса и признание того, что директивы яв-ся осн. методом, посредством к-рого об-во может идти по пути прогресса; 7) необходимость правления и служения аристократии; 8) ограниченные границы челов. разума и как следствие, важность традиций, ин-тов, символов, ритуалов и даже предрассудков и 9) подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность всепроникающей, ограничивающей и уравновешивающей политической власти. В противоположность этому Д. Смит видит в Л. 2 осн. мотива: а) нелюбовь к деспотическому правлению, дополненную стремлением заменить власть любой др. формой соц. практики, и б) свободное выражение индивидуальной личности. Однако отнюдь не все описания Л. и К. опираются на концепции, осн. на к.-л. одном признаке. Самое фундаментальное описание этой дихотомии исходит из предположения, что К. и Л. различаются по двум измерениям: духовное (священное)—мирское (профанное) и сила—слабость. В этой двумерной системе координат Л. был бы представлен точкой с координатами «профанный» и «слабый», а К. — точкой с координатами «священный» и «сильный».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Консерватизм / либерализм» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»