ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологічна енциклопедія

Инженерная психология
И. п. — это ветвь психологии, к-рая изучает челов. поведение в его связи с оборудованием, компьютерными программами, производственными условиями и системами «человек — машина», характерными для совр. техники и технологии. В первую очередь ее интересуют возможности и ограничения челов. деятельности касающиеся использования техники, технологии и ее продуктов, а тж способы подготовки людей и создания машин, обеспечивающие их приспособление друг к другу. Слово «машины» здесь следует понимать в широком значении: это творения не только инженеров, но и программистов, аналитиков, архитекторов, разработчиков программ производственного обучения и проектировщиков.
Неудивительно, что инж. психологи часто поддерживают связь с этими дисциплинами, а тж с физ. антропологией и физиол. В рамках психологии инж. психологи тесно соприкасаются не только с эксперим. психологией, к-рая воспитала большинство первых инж. психологов, но и с областями организационной и промышленной психологии, психологии персонала и оперантного поведения. Однако они отличаются от представителей этих областей, так как делают акцент на физ. характеристиках техники как источнике входных сигналов для поведения чел. и реципиента его выходных реакций. Поскольку техника оказывает необычайно сильное влияние на совр. жизнь, И. п., по-видимому, имеет важное значение. Ее развитие связано с развитием многоотраслевой области челов. факторов (гигиены труда, эргономики). Мн. (если не все) американские инж. психологи называют себя тж специалистами в области челов. факторов, а те из них, кто занимается решением прикладных задач, — инженерами челов. факторов.
История
Возникновение И. п. принято относить к периоду II мировой войны, с ее важными технологическими новшествами в боевой технике, авиации, подводном флоте и радиолокации. Все эти новшества предъявляли к психомоторным навыкам и переработке информ. требования, превышающие, как иногда казалось, челов. способности. Рез-том могли стать потерянные челов. жизни и проигранные сражения. Создаваемая чел. техника должна была работать как следует с самого начала; традиционный метод «проб и ошибок» в этой ситуации явно не годился. Оказавшись в столь жесткой ситуации, военные орг-ции начали поощрять И. п. к выяснению того, какие операторы могли бы эффективно работать на таком новом оборудовании: где они могли бы преуспеть, а где — потерпеть неудачу. Проблемы заключались не только в конструкции дисплеев и ручках настройки, но и в допустимых рабочих нагрузках на операторов, а тж в условиях, в к-рых они функционировали. Задачи должны были выполняться в пределах установленных нормативов времени и с минимальной вероятностью ошибки. Предыдущие лабораторные исслед. в области психофиз. и психомоторной деятельности не могли предоставить достаточной информ. относительно того, что люди могут и не могут делать; исслед. предстояло направить на специфические, более сложные сенсорные, перерабатывающие и контролирующие действия, связанные с конкретными входными сигналами, поступающими от технических устройств к операторам и выходными реакциями операторов по управлению этими устройствами. Поскольку нек-рыми из этих новых технических чудес следовало управлять в высотных и подводных условиях, опасных для людей, возникла необходимость выяснить, как на их деятельность влияло увеличение или снижение атмосферного давления, увеличение или снижение ускорений, шума, жары или холода и вибрации. Биолог. влияния этих условий изучались исследователями-медиками и психофизиологами.
Включение в разраб. систем распространилось на др. комплексы «человек — машина», такие как центры управления полетами и электростанции; движущей силой развития И. п., наряду с финансовыми потерями, по-прежнему была цена жизни людей.
Военные продолжали активно поддерживать И. п. и после II мировой войны. Напр., Управление морских исслед. (Office of Naval Research) финансировало крупную исследовательскую программу, возглавляемую Альфонсом Чапанисом в Университете Джона Гопкинса, тж как начавшуюся раньше программу Нью-Йоркского ун-та и последующие программы во мн. др. унтах и научных центрах. При непосредственном участии армии была организована Лаборатория проектирования техники с учетом человеческого фактора (Human Engineering Laboratory), в к-рой трудились мн. инж. психологи. Лаборатория авиакосмических медицинских исследований ВВС США (Air Force's Aerospace Medical Research Laboratory) проводила обширные исслед. сама и оказывала поддержку аналогичным исслед. в др. местах. Когда военно-воздушные силы начали требовать от своих подрядчиков приведения разраб. ими систем и оборудования в соответствие с новыми требованиями технологии, учитывающей челов. факторы, подрядчики сформировали в своих конструкторско-технологических подразделениях группы по челов. факторам, в состав к-рых вошли инж. психологи. Первая такая группа была организована в Хью Эйркрафт под руководством Александра Уильямса; этому примеру последовали др. крупнейшие авиакосмические концерны: «Локхид», «Дуглас», «Макдоннелл» (ныне «Макдоннелл Дуглас»), «Боинг», «Хонивелл». Военно-морской флот и армия США ввели аналогичные требования, к-рые начали закрепляться в соотв. нормах и стандартах Министерства обороны. Нек-рые инж. психологи занимались лабораторными исслед., др. — разраб. и приложениями, а третьи — тем и др.
И. п. на раннем этапе своего развития получила поддержку и в ряде промышленных орг-ций, сначала в телефонных лабораториях фирмы «Белл», а затем в IBM и др. корпорациях. В последующие годы объем исслед., разраб. и приложений невоенного назначения неуклонно возрастал, о чем свидетельствовали количество и размер внутриведомственных групп по челов. факторам, а тж консультирующих орг-ций в области челов. факторов, хотя зачастую было непросто разобраться, в какой пропорции в них была представлена И. п. Эффективность изделия для пользователя как рез-тат применения И. п. редко оказывалась в роли рекламного ключевого свойства товара в соревнованиях за продажи, хотя могла бы стать таковым, если бы будущие покупатели больше знали об этой дисциплине. Однако безопасность изделия действительно стала «двигателем», и инж. психологи все чаще и чаще привлекались как свидетели-эксперты при рассмотрении судебных исков к производителю по поводу низкого качества продукции.
В пору своего возникновения И. п. редко проникала на производственные предприятия. Областью разраб. производственного оборудования давно завладели инженеры-технологи, в то время как промышленные психологи специализировались на решении организационных и кадровых проблем. Но в конечном счёте инж. психологи начали работать в области робототехники — важной формы автоматизации, все еще требующей участия чел. Они тж занялись изучением проблемы контроля качества, поскольку челов. ошибка является важнейшим объектом И. п. и важным фактором производительности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Инженерная психология» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПРАКТИКА ВИКОРИСТАННЯ РІЗНИХ ФОРМ ФІНАНСОВОЇ САНАЦІЇ НА ПРИКЛАДІ ...
Інвентаризація майна як складова частина оцінки його вартості
РОЗВИТОК ПРИНЦИПІВ СИСТЕМНОГО, КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ
КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ РИНКОВИХ ПЕРСПЕКТИВ ІННОВАЦІЙНОГО ПРОДУКТУ
Політична економія у Франції


Категорія: Психологічна енциклопедія | Додав: koljan (19.12.2011)
Переглядів: 601 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП