Г. п. называется одновременное применение психотерапевтических принципов к группе людей. Чаще всего в группе находится небольшое число участников (от 6 до 10) и один или два групп. психотерапевта. В Г. п. используются и мн. методы индивидуальной терапии, и такие, к-рые в индивидуальной работе с больным не применяются. Групп. лечение имеет как экономические, так и терапевтические преимущества. С экономической точки зрения групп. подходы позволяют снизить затраты времени терапевта и стоимость лечения. Терапевтические преимущества заключаются в тех возможностях, к-рые Г. п. предоставляет для личностной динамики. Ялом идентифицировал 10 категорий целительных факторов, присущих Г. п.: 1) снабжение информацией в форме инструкций либо советов психотерапевтов или членов группы; 2) вселение надежды, что особенно характерно для Г. п., поскольку каждый член группы может видеть терапевтический прогресс, достигаемый любым др. ее членом; 3) универсальность, или открытие каждым членом группы того, что др. ее члены имеют аналогичные чувства или проблемы; 4) альтруизм, или чувство собственной полезности либо нужности др. членам группы; 5) корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы, или опыт терапевтического взаимодействия в группе, структура к-рой имеет определенное сходство с семейной; 6) развитие социализирующих приемов, или улучшение навыков межличностного общения через взаимодействие с членами группы и получение обратной связи; 7) подражательное поведение, или возможность для членов группы наблюдать и копировать различные модели адекватного поведения др. ее членов; 8) межличностное обучение, или возможность отработки различных паттернов поведения во взаимодействии с др.; 9) групп. сплоченность, или солидарность и привлекательность группы для ее членов; 10) катарсис, или выяснение и обсуждение чувств с др. в безопасной обстановке. Несмотря на свои преимущества, Г. п. имеет и ограничения. Во-первых, нек-рые члены группы могут отказываться затрагивать интимные эмоциональные проблемы. Раскрытие проблем сопряжено с риском получения обратной связи, к-рая усугубит проблемную ситуацию, особенно если обсуждаемые вопросы содержат соц. порицаемые компоненты. Во-вторых, процесс групп. взаимодействия может занять столько времени, что сугубо личные проблемы отдельных членов группы останутся нерешенными, и это осложнит роль терапевта. Наконец, поведение и нравы, характерные для обстановки Г. п., могут не соответствовать обстановке реальной жизни, поэтому нек-рые члены группы будут испытывать затруднения, реализуя в повседневной жизни полученные в группе навыки. Все еще нет единого мнения по поводу того, какие проблемы лучше решать в группе, а какие — в процессе индивидуальной терапии. Терапевтические группы различаются между собой по целям, составу и используемым методикам. Одни группы имеют определенные цели, темы или задачи (напр., группы, цель к-рых — обучение к.-л. навыкам или решение определенного типа проблем); др. менее структурированы и не имеют фиксированной тематики. Нек-рые терапевтические группы составлены из лиц определенного типа. Др., напротив, более разнородны и ориентированы на широкий спектр проблем, требующих терапевтического решения. Большинство групп все же в той или иной степени однородны. Г. п. может быть ограниченной или неограниченной во времени; группа может быть открытой или закрытой для приема новых членов во время продолжающейся терапии; возможны и др. различия. Наибольшие различия между группами касаются используемых техник психотер. Нек-рые групп. психотерапевты работают с одним членом группы в течение какого-то времени, а др. стремятся активизировать взаимодействие между всеми членами группы. Психоаналитическая модель — одна из первых использованных в группе моделей индивидуальной психотер. Др. ранней групп. техникой была психодрама Морено — терапевтический подход, при к-ром члены группы составляют импровизированные диалоги на проблемные темы, чтобы глубже осознать суть проблемы. Поведенческие подходы тж были реализованы в Г. п. Для научения успешному поведению и устранению дисфункциональных поведенческих факторов обстановка группы предоставляет больше возможностей, чем может предоставить психотерапевт в рамках индивидуальной модели. Гештальт-терапия и транзактный анализ получили чрезвычайную популярность в Г. п. Фриц Перлз использовал свой подход к группам, обычно работая лишь с одним пациентом в течение определенного времени. Групп. гештальт-терапевты стремятся интегрировать все аспекты индивидуума в единое целое. Эта интеграция дает наблюдающим членам группы возможность обучаться, идентифицируя конфликты др. членов с собственными. Берн считал, что групп. подход является самым эффективным способом использования транзактного анализа, поскольку он позволяет исследовать транзакции в момент их появления в межличностном контексте. Создание Т-групп (тренинговых групп) имело целью изучение влияния групп. опыта на отдельных членов и обучение этому влиянию. Аронсон считал главными целями Т-групп развитие готовности к исслед. собственного поведения, повышение соц. компетентности и честности в межличностных отношениях, обучение сотрудничеству и логическому, рациональному разрешению конфликтов. Группы встреч и тренинга чувствительности подобны подходам, менее структурированным и акцентированным на повышении самосознания и личностном росте. Роджерс применил свой клиент-центрированный подход в контексте групп встреч. Нек-рые представители направления групп встреч используют специально разраб. упражнения для активации групп. процесса. Др. подходы к Г. п. включают арт-, танц-терапию, группы двигательной терапии, тематически центрированное взаимодействие и группы, цель к-рых — развитие определенных навыков. Существуют различные группы самопомощи, оказывающие терапевтическое воздействие в дополнение к более традиционным терапевтическим группам. В последние годы стала популярной группа «марафона». Сеанс такой Г. п. длится в течение продолжительных периодов времени, что приводит к усталости, слому механизмов психол. защиты и интенсивному межличностному взаимодействию. Терапевт выполняет разные функции в группе: оказание помощи в участии, взаимодействии и решении проблем; фокусирование разговора; эмоциональная поддержка отдельных членов группы; посредничество между членами группы, находящимися в конфликте; обеспечение формулирования и поддержания правил группового взаимодействия. Трудность понимания и поддержания групп. процесса, учета эмоционального состояния каждого члена группы требует от лидера группы хорошей подготовки, эмпатии и компетентности. В Г. п. существуют специфические этические проблемы. Члены группы не связаны теми же самыми этическими ограничениями, что и профессионалы. Поэтому групп. психотерапевты должны, в частности, стремиться к установлению четких стандартов конфиденциальности во взаимодействии членов группы между собой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Групповая психотерапия» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»