ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психопедагогіка командира корабельного підрозділу

Методы обучения
Методы обучения представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на решение дидактических задач (сообщение и разъяснение учебного материала; закрепление полученных знаний, умений и навыков; применение их на практике). Они организуют совместную деятельность преподавателя и обучаемого и, кроме достижения чисто образовательных целей, обеспечивают развитие и воспитание обучаемого. Эти методы состоят из приемов (относительно законченных элементов), многие из которых входят в состав различных методов. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Причем один и тот же способ деятельности обучаемых в одних случаях выступает как метод, а в других – как прием. Так же и в деятельности преподавателя методы и приемы могут меняться местами. Кроме того, необходимо отметить, что в дидактике понятия метод и форма тесно связаны и поэтому будут рассматриваться в общем контексте.
Необходимо отметить, что понятие «метод обучения» предполагает партнерство преподавателя и обучаемого, поскольку в него входят и преподавание, и учение. К сожалению, иногда его считают формой преподавания. Это не верно и очень часто создает путаницу. Термин «форма» означает внешнюю, организационную сто¬рону процесса обучения. Тренировка на боевом посту, частное или общее боевое учение являются формами практических занятий по специальности, в которых обучение производится методом упражнения (тренировки).
В современной педагогической литературе нет единого мнения об определении и классификации методов обучения. Можно назвать несколько классификаций методов обучения:
1. В зависимости от источника получения знаний различают словесные, наглядные и практические методы.
2. В соответствии с дидактическими целями – методы изложения новых знаний, повторения и закрепления знаний, применения знаний, контроля.
3. Этот же признак лежит в основе другой классификации: коммуникативный, познавательный, преобразовательный, система¬тизирующий, контрольный методы обучения.
4. На основе целостного подхода к процессу обучения выделяют методы организации и осуществления учебно-познаватель¬ной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.
5. В зависимости от характера познавательной деятельности различают объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проб¬лемный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский методы.
6. Наиболее ранней классификацией методов обучения является их подразделение на методы работы преподавателя и обучаемого (из различных комбинаций которых и состоит любая классификация).
В педагогической составляющей своей деятельности корабельный офицер, естественно, пользуется не всеми методами обучения. Для объяснения подчиненным нового материала он применяет, в основном, рассказ и объяснение, сопровождая их иллюстрацией и демонстрацией. В процессе беседы офицер может проверить усвоенность теоретических положений и подвести подчиненных к пониманию нового материала. Для отработки практических действий по боевой и повседневной эксплуатации оружия и технических средств заведования применяется упражнение (тренировка). Однако это не означает, что при обучении подчиненных офицер не может использовать остальные методы обучения.
Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Это монологическое изложение учебного материала, в процессе которого преподаватель анализирует и обобщает основные теоретические положения данной темы, подводя обучаемых к определенным самостоятельным обобщениям и выводам. Она сопровождается иллюстрацией и демонстрацией.
Лекция предназначена для косвенной или непосредственной передачи информации. На корабле она применяется очень редко. От слушателей лекция требует сосредоточенного внимания и развитого мышления. Преподаватель, кроме уверенного владения учебным материалом, должен уметь заинтересовать слушателей ее содержанием (для создания положительной мотивации и активизации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых). Для этого необходимо связывать содержание лекции с жизнью, подбирая актуальные и интересные примеры, вносить в изложение проблемные элементы, соблюдать строгую логику и системность в изложении материала. Различают три типа лекций:
1. Традиционная предполагает непосредственную передачу содержания обучаемым в готовом для запоминания виде.
2. Проблемная иллюстрирует какую-либо научную или практическую проблему: ее появление, направления, способы рассмотрения и решения, последствия этого решения.
3. Разговорная основана на переплетении разговорных фрагментов лекции с ответами слушателей или выполнением ими теоретических и практических заданий.
На успешность лекции оказывает влияние:
 использование дидактических средств;
 концентрация внимания, его устойчивость, опыт и информированность слушателя, его умение мыслить;
 конспектирование лекции.
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала. Он очень близок к лекции, но более прост и представляет собой повествовательно-описательное изложение учебного материала. Применяется он для представления какого-либо действия или описания устройства чего-либо. Так же, как и лекция, он сопровождается иллюстрацией и демонстрацией. Несмотря на кажущуюся простоту, рассказ требует от преподавателя значительной подготовки. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что искусство «рассказа встречается в преподавателях не часто, – не потому, чтобы это был редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо много потрудиться, чтобы выработать в себе способность вполне педагогического рассказа» [39, с. 192]. Поэтому при подготовке и проведении рассказа необходимо соблюдать ряд требований:
 необходимо обеспечить морально-патриотическую направлен¬ность преподавания;
 содержание должно включать в себя только достоверные, научно проверенные факты и достаточное количество ярких, убедительных примеров, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
 изложение должно следовать строгой логической последовательности;
 рассказ должен быть эмоциональным;
 язык изложения должен быть доступным и простым;
 рассказ должен содержать элементы оценки и отношения пре¬подавателя к излагаемым фактам и событиям.
Объяснение представляет собой словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений. При его помощи преподаватель раскрывает внутреннюю сущность изучаемого предмета, процесса или явления, выявляет причины, следствия, связи и объективные закономерности. Этот метод применяется в тех случаях, когда необходимо не только рассказать, но и доказать что-либо, подвести обучаемых к правильным выводам. Для этого применяются вопросы: «Что это такое?», «Почему?», «Зачем?» и т. п. Чаще всего объяснение сочетается с показом приемов и действий, оружия и технических средств, демонстрацией различных учебных пособий и с упражнением (тренировкой) обучаемых.
Беседа – это диалог, в ходе которого преподаватель в процессе опроса обучаемых подводит их к пониманию нового материала или проверяет усвоение пройденного. По количеству участников она может быть индивидуальной или фронтальной. По задачам, содержанию учебного материала, творческого уровня познавательной деятельности и места в дидактическом процессе различают эвристическую, сообщающую, вводную (вступительную) и закрепляющую беседы. Беседа по стилю проведения напоминает обычный живой разговор, в котором преподаватель является непосредственным участником. Но при этом он должен знать ответы на все задаваемые обучаемыми вопросы, ставить перед ними проблемы и вызывать их интерес.
Проводится беседа, как правило, в тех случаях, когда предмет по каким-либо причинам еще не усвоен глубоко, но у обучаемых уже есть определенный уровень знаний. При помощи этого метода обучения преподаватель может привлечь внимание аудитории к наиболее важным вопросам темы. Успех беседы во многом зависит от правильности постановки вопросов. Они могут быть как элементарные (для того, чтобы сосредоточить внимание обучаемых на каком-то аспекте темы), так и проблемные.
При этом вопросы должны бать краткими, четкими, содержательными. Необходимо очень тщательно продумать их формулировку для того, чтобы обучаемые могли при продумывании ответа самостоятельно подойти к тем выводам и обобщениям, которые являются новыми знаниями, или поняли глубину и важность поставленной проблемы. Поэтому не следует использовать вопросы, подсказывающие или наталкивающие на правильный ответ. Кроме того, не следует применять вопросы, требующие однозначных ответов типа «да» или «нет».
Основными недостатками этого метода являются необходимость большого количества учебного времени и возможность фиксации в памяти обучаемых неправильного ответа, данного одним из них.
Дискуссия является обменом взглядами (они могут отражать собственное мнение или опираться на точку зрения других лиц) по какой-либо проблеме. При проведении дискуссии преподаватель организовывает свободный обмен мнениями с целью поиска позиции, обеспечивающей достижение поставленной цели. Это позволяет активизировать учебный процесс. Кроме того, дискуссия позволяет офицеру управлять коллективным мнением, использовать его для убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений. Но ее проведение рекомендуется в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
Дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: она учит глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Но нужный эффект будет достигнут только при правильном подборе вопросов и умелом, целенаправленном управлении ходом их обсуждения. Различают три разновидности дискуссии:
1. Развивающаяся в ходе общего решения поставленной проблемы. Необходимым условиями такой дискуссии являются удачный подбор проблемы и наличие у обучаемых времени для подбора информации и продумывания аргументации.
2. Дискуссия, направленная на формирование убеждений. В ней решающую роль играют не столько факты и аргументы, сколько соб¬ственные оценки обучаемых и система их ценностей.
3. Дискуссия, направленная на восполнение пробелов в знаниях обучаемых. Здесь решающую роль играют не столько аргументы и оценки, сколько наличие богатой и точной информации по данной теме.
Успешность применения рассмотренных методов во многом зависит от соблюдения следующих качественных показателей:
1. От убедительности устного изложения учебного материала, которая, в свою очередь, обеспечивается его обоснованностью, доказательностью, достоверностью и педагогическим мастерством руководителя занятий.
Убедительность учебного процесса основывается на:
 жизненных фактах и примерах, иллюстрирующих изучаемый материал;
 правдивости, актуальности и доходчивости изложения учебного материала;
 умелом соблюдении педагогического принципа аналитико-синтетической последовательности в процессе преподавания;
 сочетании строгой научной логичности при изложении слож¬ных теоретических проблем с предельной простотой и допустимой занимательностью их изложения;
 исключении из речи педагога излишней наукообразности и, по возможности, тяжелой для восприятия специфической терминологии.
2. От развитости ораторских способностей преподавателя, в том числе от:
 уровня общей грамотности его речи, соблюдения им основных требований грамматики;
 соблюдения литературных рекомендаций к построению учеб¬ной лекции: четкости, ясности и внятности изложения; исключения громоздких, сложных предложений; по возможности упрощения деепричастных оборотов; исключения возможности двоякого толкования основных положений, утверждений и выводов;
 умения в максимальной степени использовать богатые возможности своей речи для концентрации внимания слушателей на определенных частях изучаемой темы, стимуляции их мышления, воображения, представлений;
 внятности произношения, дикции и тональности речи педагога. Известно, что невыразительная, монотонная речь усыпляет аудиторию. Но и слишком громкая, навязчивая речь также может вызвать защитную реакцию у слушателей, вплоть до сверхпарадок¬сального тормозного эффекта. Подчеркивая подобную парадоксальность, И. П. Павлов писал, что «… те же самые раздражения, которые необходимы для того, чтобы поддерживать мозг в деятельном состоянии, при известных условиях вызывают как раз обратное, – вызывают сон» [56, с. 292];
 темпа речи педагога – медленная речь рассеивает внимание, распределяет его на второстепенные, несущественные явления, события, примеры и факты. Слишком быстрая речь также притупляет внимание, приводит к отрывочному, частичному восприятию учебного материала. Опытом педагогической практики установлено, что наиболее целесообразным является темп в 1,5–2 раза медленнее, чем в обычной разговорной речи.
Работа с литературой может осуществляться как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Это может быть конспектирование, составление плана текста (простого или сложного), краткое изложение тезисов (основных мыслей) прочитанного, цитирование (дословная выдержка из текста с указанием выходных данных), аннотирование (краткое изложение содержания прочитанного), рецензирование (краткий отзыв о прочитанном).
Результатом может быть конспект, справка (статистическая, био¬графическая, терминологическая и т. п.), формально-логическая мо¬дель (словесно-схематическое изложение содержания), тематический тезаурус (упорядоченный комплекс базовых понятий по теме), матрица идей (сравнительная характеристика однородных пред¬метов и явлений в трудах разных авторов), структурно-логическая или блок-схема.
Этот метод очень важен при организации занятий по специальности, поскольку изучение оружия и технических средств на корабле производится по соответствующей технической документации. Причем, прежде чем применять его в обучении, необходимо научить обучаемых работать с данным видом литературы (поскольку она существенно отличается от обычных литературных источников как по стилю изложения материала, так и по его компоновке).
Иллюстрация заключается в образном представлении при помощи различных наглядных средств (макеты, модели, плакаты, схемы, таблицы, картины, рисунки и т. п.), формы, сущности явления, его структуры и связей для подтверждения теоретических положений. К изготовлению и применению наглядных пособий предъ¬является несколько требований, от выполнения которых существенно зависит эффективность их применения в обучении:
1. Наглядное пособие должно в полной мере соответствовать содержанию материала.
2. Графические изображения обязаны быть лаконичными и содержать необходимый минимум деталей. Перегрузка деталями и узлами рассеивает внимание.
3. Перед занятием необходимо заранее отобрать и подготовить плакаты и схемы.
4. Нужно позаботиться о том, чтобы всем обучаемым было удобно наблюдать демонстрацию пособия.
5. На занятии пособия показываются только по ходу изложения материала. Причем в аудитории не должно быть лишних пособий, не нужных в данный момент для иллюстрации излагаемого материала. В противном случае, внимание обучаемых будет рассеи¬ваться, а интерес ослабляться.
6. При демонстрации пособия полезно стоять в пол-оборота слева от него, чтобы не заслонять его.
7. Прежде чем переходить к объяснению, полезно дать обучаемым некоторое время на ознакомление с плакатом или схемой, чтобы они получили целостное представление о нем.
8. Во время демонстрации, для того чтобы вызвать у обучаемых желание лучше рассмотреть схему или рисунок, полезно несколько замедлять темп изложения, а в некоторых случаях прерывать рассказ.
9. Важное значение имеют размер, оформление и состояние плакатов и схем.
Мелкий шрифт делает текст трудно различимым, усложняет восприятие. Начертание шрифта должно быть простым, без излишних деталей. Необходимо правильно подобрать расстояние между буквами, словами и строками текста.
По величине пособие должно соответствовать размерам помещения и количеству обучаемых. При этом лучше, если его ширина несколько больше высоты.
Необходимо иметь в виду, что материал, расположенный в нижней части пособия, воспринимается медленнее, чем в верхней. Поэтому он должен быть выделен более ярким цветом.
Малые размеры предмета лучше воспринимаются, если он расположен рядом с большим.
На плакате быстрее воспринимается то, что окрашено контрастными цветами: зеленый – красный, желтый – синий и т. п.
Предмет воспринимается лучше, если существует резкая разница между его окраской и фоном. Если он сливается с фоном, его трудно выделить и заметить.
Объем восприятия зависит от возможности смыслового объединения показываемых предметов, т. е. чем больше системности, определенного порядка в расположении деталей, тем легче воспринимается данное пособие.
Очень важным является правильный подбор цветовой гаммы пособия. Известно, что желто-зеленый, зелено-голубой и частично синий цвета облегчают восприятие, обеспечивают длительную остроту зрения, улучшают слух, повышают скорость двигательной реакции. Поэтому при изготовлении плакатов и схем лучше использовать зеленый, голубой, синий и желтый цвета. А черный и красный применять для выделения отдельных слов, цифр или деталей. Кроме того, хорошо воспринимаются сочетания черных букв с желтым фоном, красных букв с желтым или зеленым фоном.
Демонстрация (показ) так же, как и иллюстрация, используется для подтверждения теоретических положений. Но она предполагает детализированный показ реального процесса (проведение опыта, показательное выполнение действий на приборах, технических установках и т. п.). Этот метод очень важен в подготовке корабельного специалиста, поскольку при его помощи командир подробно объясняет действия личного состава по обслуживанию оружия и технических средств заведования.
Демонстрация позволяет создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета, сформировать конкретные представления об устройстве технических средств и вооружения, протекании процессов и явлений. В результате активизируются внимание и мыслительная деятельность, что позволяет ускорить усвоение учебного материала. При этом показ обязательно сопровождается объяснением.
Обучение действию всегда начинается с формирования у подчиненного представления о задаче этого действия (что и для чего необходимо сделать). Давая подчиненному образец того, что нужно сделать, командир одновременно должен сформировать у него ориентировочную основу действия (как и почему нужно действовать именно так, с учетом требований морского боя), т. е. моряк должен не просто скопировать, запомнить показанный образец дей¬ствий, а освоить соответствующее мыслительное действие.
В условиях корабельной службы различают несколько разновидностей демонстрации:
 личный показ приемов и действий;
 демонстрация действий опытных специалистов, мастеров военного дела;
 показ действий с помощью различных технических средств обучения (компьютерная программа, кинофильм и т. п.).
Упражнение (тренировка) является единственным способом си¬стематической и эффективной отработки умений и навыков. По своему характеру они подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Суть этого метода состоит в формировании и закреплении необходимых навыков и умений путем многократного сознательного повторения действий в постепенно усложняющихся условиях. Они должны проводиться последовательно и систематически, через небольшие промежутки времени (2–3 суток). Причем упражнение не является простым повторением каких-либо действий. Каждое повторение должно содержать элемент нового, познавательного; только при такой организации закрепляются и совершенствуются знания, умения и навыки. Кроме выработки навыков и умений упражнение обеспечивает морально-психологическую подготовку военного моряка к сложным условиям современной службы и морского боя.
По своей психологической структуре навыки условно подразделяются на:
 двигательные (обеспечивают быстроту и правильность выполнения действий);
 сенсорные (отвечают за безошибочную ориентацию в обстановке и контроль за своими действиями);
 умственные (обеспечивают быстрый и правильный анализ воспринятой информации и выработку оптимального решения).
Упражнение является важным фактором формирования боевого мастерства военного моряка, поскольку вырабатывает такие качества личности, как внимательность, настойчивость, сообразитель¬ность, инициативность, решительность и т. п. Кроме того, в ходе упражнений формируются вера в оружие и уверенность в своих действиях и возможность превзойти противника, выйти победителем. В военно-морском флоте существуют следующие требования к организации упражнения:
 проведение упражнений в условиях, максимально приближенный к боевым;
 постановка задач в виде нормативов;
 внедрение в деятельность элементов состязательности;
 систематическое усложнение упражнения новыми элементами;
 тщательный контроль за действиями обучаемых, привлечение их к анализу ошибок и недостатков;
 побуждение их к самоконтролю и самооценке.
Лабораторные работы помогают изучить явление или процесс при помощи специального оборудования (комплекса приборов, инструментов и других технических приспособлений), позволяющего по заданию преподавателя производить различные опыты. В условиях корабельной службы этому методу в наибольшей степени соответствуют тренировки личного состава на действующих тренажерах современного вооружения.
Практическая работа носит обобщающий характер и проводится для отработки законченного вида деятельности (например, измерение сопротивления изоляции, поиск и устранение неисправности и т. п.). На корабле этот метод занимает особое место. В про¬цессе боевой подготовки, при решении боевых и учебных задач личный состав выполняет большое количество практических работ по обслуживанию оружия и технических средств, решению комплексных учебных упражнений (преодоление противолодочного рубежа, выход в торпедную или ракетную атаку и т. п.).
Причем все эти действия выполняются в реальных условиях и совместно с деятельностью других боевых частей и служб корабля, всего экипажа. Как правило, они сопровождаются большим напряжением физических и духовных сил. В результате отрабатывается слаженность действий экипажа, его боевое мастерство и боевая готовность. Сплаванный экипаж в любой обстановке действует как единый организм. Необходимо учитывать, что в условиях корабельной службы любые работы по обслуживанию оружия и технических средств, любой выход в море (в том числе и для решения боевых задач) состоят из множества практических работ, в процессе выполнения которых совершенствуется боевое мастерство личного состава. Поэтому командир корабельного подразделения, в соответствии с поставленными учебными и воспитательными задачами, обязан направлять деятельность своих подчиненных путем постановки частных задач, контролируя их действия, тактично исправляя допущенные ошибки, подводя промежуточные и окончательные итоги.
Самостоятельная работа представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых человек самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя, закрепляет ранее приобретенные знания, умения и навыки, а также овладевает новыми. Этот метод имеет несколько разновидностей:
 работа по изучению литературных источников;
 действия с вооружением и техникой;
 работа на тренажерах;
 выполнение тактических приемов;
 решение устных и письменных задач.
Эффективность самостоятельной работы, в первую очередь, зависит от уровня подготовленности обучаемого и от умения командира ее организовать. Для этого нужно:
 правильно определить объем задания;
 дать необходимые методические рекомендации по вопросам повторения и самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
 принять меры по обеспечению подчиненных необходимой литературой и техническими средствами, образцами оружия и техники;
 осуществлять систематический контроль за ходом самостоятельного изучения поставленных вопросов;
 оказывать необходимую помощь и управлять познавательной деятельностью личного состава подразделения.
Особое внимание необходимо обратить на выработку у обучаемых умения самостоятельно работать с литературными источниками (особенно с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации вооружения и техники), самостоятельно определять, где и что нужно искать. В результате правильно организованного самообучения у человека развивается мышление, формируется умение самостоятельно рассуждать и доказывать отдельные положения по-своему, а не только так, как указано в книге.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методы обучения» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
ВАЛЮТНИЙ РИНОК. ВИДИ ОПЕРАЦІЙ НА ВАЛЮТНОМУ РИНКУ
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Стандартизація в галузі телекомунікацій. Організації — розробники...


Категорія: Психопедагогіка командира корабельного підрозділу | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 944 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП