Тестирование позволяет с определенной долей вероятности оценить уровень развития у человека тех или иных качеств личности. При этом используются стандартизированные вопросы, утверждения, картинки, схемы, задачи и т. п., имеющие определенную шкалу значений. Например, для оценки преобладающих интересов и мотивов деятельности можно использовать тематический тест. Он состоит из 10–20 картинок (фотографий) с изображением различных жизненных ситуаций. Испытуемый описывает изображение и рассказывает, что он бы сделал, если бы оказался в подобной ситуации. Интерпретируя его ответы и реакции, можно выяснить мотивацию, умение быстро ориентироваться и принимать решение в сложной обстановке. Существует несколько разновидностей тестов, которые применяются при психодиагностике. Бланковые тесты – это стандартные формы с заданиями; они предназначены для выявления группы однотипных качеств или признаков, которые образуют психологический фактор. Например, тест «Расстановка чисел» предназначен для исследования объема, распределения и переключения внимания. Также используются тесты для решения задач прогнозирования (например, успешности обучения), диагностики и интерпретации результатов. Существуют специально разработанные объективные тесты и личностные опросники (опросник Айзенка, личностный опросник Кеттела, Миннесотский многофакторный личностный опросник), которые могут в значительной мере освободить офицера от субъективных оценок. Объективность данных тестов обеспечивается устойчивостью оценок, полученных во мно¬гих исследованиях. Информативность вопросов и диагностических (наиболее правильных) ответов обеспечивается критерием достоверности теста. В его качестве выступает сопоставление результатов тестирования с оценками успешной деятельности идеального специалиста. Например, если большинство опытных старшин (которые привлечены для проверки теста пригодности кандидата в старшины) выбирают одни и те же ответы, то последние считаются наиболее информативными, а сам тест достоверным. Чтобы сделать возможным сопоставление результатов, полученных с помощью разных тестов, и устранить различия в размерности, вводится допущение, что все оценки распределены по нормальному закону и имеют один и тот же масштаб. В этом случае отклонение индивидуальной оценки от среднестатистической покажет относительный уровень того или иного психологического качества испытуемого. Тестирование бывает предварительное и основное. Предварительное применяется, например, для оценки искренности тестируемого, его заинтересованности в показе себя с лучшей стороны. В це¬лом оно может существенно повысить эффективность учебно-вос¬пи¬тательного процесса на кораблях и в частях флота. Однако его про¬ведение требует глубоких знаний психологии личности, физиологических основ психической деятельности вообще и высшей нерв¬ной деятельности в особенности. Поэтому тестирование личного состава проводится по необходимости штатными психологами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тестирование» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»