Технологии, применяемые в работе акмеологической службы можно разделить на два вида: диагностические инструментарии изучения личностно-профессионального развития и акмеразвивающие технологии. Диагностические инструментарии включают традиционные методы диагностики: наблюдение (включенное, опосредованное), позволяющее провести первичный анализ и оценку особенностей личностно-профессионального развития специалиста или особенностей коллектива, группы; экспертный опрос, беседа, позволяющие выявить проблемное психологическое поле деятельности специалиста. Особую значимость имеет психобиографический метод, использование которого дает возможность установить предопределенность особенностей личностно-профессионального развития и проблем такого развития. Наиболее часто применяемым является метод психологического тестирования, позволяющий получить данные на основе самооценки испытуемого. Данный метод имеет как позитивные, так и негативные стороны. Последнее в определенной степени снимается за счет использования батареи тестов, позволяющей оценить личность многоаспектно, а также перепроверить данные, полученные с помощью одного теста, данными другого. Исходными при отборе психодиагностических инструментариев для работы акмеологической службы являются следующие положения: — наличие концептуального подхода к оценке личности специалиста; — направленность методов на получение информации для составления акмеологического диагноза и прогноза; — четкость критериев и показателей успешного специалиста в данной деятельности (основой может служить профессиограмма специалиста); — учет основных (типичных) для данной профессиональной деятельности профессиональных деформаций личности; Главное назначение диагностического инструментария, используемого в работе акмеологической службы — единство оценки психологической готовности личности к достижению успеха в деятельности и стимулирования рефлексивно-оценочной сферы ее самосознания, побуждения к саморазвитию в процессе деятельности. Подбор диагностического инструментария осуществляется на основе концепции оценки личностно-профессионального развития специалиста той или иной сферы, разрабатываемой акмеологами или принимаемой ими из числа разработанных психолого-акмеологической наукой. Концепция служит основой для разработки программы диагностического оценивания личностно-профессионального развития специалиста, включающей в себя описание используемых диагностических инструментариев, этапы акмедиагностического обследования от его начала до завершения. Развивающие акметехнологии также разнообразны. В основу отбора таких технологий могут быть положены субъектно-профессиональные подструктуры личности: мотивационно-смысловая, эмоционально-чувственная, социально-перцептивная, когнитивная, организационно-коммуникативная, операционально-технологическая, антиципации, ауторегулятивная. Соответственно развивающие акметехнологии должны быть направлены на формирование дефицита параметров каждой подструктуры. Вместе с тем с учетом интегративности компонентов подструктур могут быть использованы комплексные акметехнологии, способствующие наряду с развитием, например, социально-перцептивной подструктуры, параметров когнитивной и операционально-технологической подструктур. К числу развивающих акметехнологии относятся различные виды тренингов, направленных на актуализацию личностного потенциала, самосбережение, психоэмоциональную саморегуляцию, рефлетренинги, интеллектуальные задачи, проблемные ситуации, анализ результатов профессиональной деятельности, деловые игры и т.п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Технологическое оснащение акмеологической службы» з дисципліни «Акмеологія»