Развернутость мониторинга в пространстве и времени выдвигает особые требования к построению диагностического показателя. Диагностическую оценку целесообразно определять в рамках дихотомии: устойчивость — изменчивость. Соответственно диагноз той или иной проблемной ситуации в личностно-профессиональном развитии человека или общности людей может быть выражен в следующих измерениях: — степень изменчивости, отношение человека к интенсивности изменений; — направленность изменений (зоны перемен и максимального влияния, отношение человека к этому); — степень и локализация напряженности и потенциальных конфликтных ситуаций; — степень и формы активности в зонах напряжения (пассивная, конфликтная, конструктивная); — оценка средств, используемых в зонах напряжения (адаптивных, заимствованных образцов и ресурсов извне, создаваемых новых средств на базе собственных ресурсов); — оценка приоритетов и отношений человека к изменениям в области ценностных установок (ориентация на изменения или на сохранение) и т. д. В диагностике изменений в личностно-профессиональном развитии человека уместнее пользоваться вышеприведенными принципиальными особенностями диагностической оценки, которая позволяет отследить процесс изменения в худшую или лучшую сторону. Принцип дихотомичности диагностической оценки (больше — меньше, лучше — хуже и т. д.) помогает в решении проблем и раскрытии объективной картины диагностики объекта. В тестовом инструментарии диагностический показатель фиксирует уровни изменений и оценок: высокий, средний, низкий. Объект диагностики всегда находится в процессуальном изменении, и поэтому в исследовательских целях удобнее всего выделять два состояния объекта: подвижность, изменчивость, неосвоенность и устойчивость, стабильность, освоенность. То есть профессиональная деятельность занятых в ней людей рассматривается в инверсионной, циклической динамике, где всегда есть полюсы начала и конца, положительного и отрицательного, центробежного и центростремительного, традиционного и инновационного, национального и заимствованного и т. д., а основные состояния — это формирование; установленное, упорядоченное, институционально-организованное состояние; стагнация, кризис, преобразование. Характер изменений, происходящих в нашем обществе, позволяет определить их в диагностической терминологии как кризисное состояние всех сторон жизни общества, его регионов, которое логически предполагает переходное состояние, т. е. комплекс мер по выходу из кризисного состояния, и только далее этапы стабилизации и нормализации. Профессионал как диагностический объект познания рассматривается с позиций динамики как активное существо, способное к целедостижению, обладающее фундаментальными потенциями и способностями к активной, созидающей деятельности. Для того чтобы лучше представить профессиональные отношения личности в различных системах взаимодействия, мы вводим понятия экстериорного, интериорного и интроиорного уровней жизнедеятельности. Экстериорный уровень жизнедеятельности представляет сложившееся в соответствующих формах организации и институционализации пространство профессиональной деятельности на уровне общества, где человеку предлагаются определенные роли, позиции, функции, статусы в основном в связи с вертикальной профессионально-должностной стратификацией. Основные изменения здесь связаны с образованием, трудом, территориальными перемещениями, которые зачастую являются следствием карьеры. Экстериорный уровень жизнедеятельности человека "задается" обществом; в зависимости от степени его стабильности — нестабильности, научно-технической и социокультурной отсталости или модернизационной продвинутости возникают различные проблемы решения фундаментальных основ жизнедеятельности: образования, труда, социализации, коммуникации, жизнеобеспечения. Интериорный уровень жизнедеятельности — это, во-первых, пространство порождения новых, многообразных институциональных форм, в том числе и личностно-профессионального развития государственных служащих; во-вторых, это пространство неформальных отношений и связей человека (принадлежность к различным социокультурным группам, общностям и субкультурам: политическим, религиозным, досуговым, спортивным, этнокультурным и прочим формам горизонтальной социальной мобильности). В настоящее время истоком динамики в обществе в большей степени служит интериорный уровень — уровень "Мы", чем общественный или личностный. Это происходит и в силу общих усиливающихся в обществе тенденций интериоризации, интеркоммуникативных взаимодействий и отношений, а также из-за определенной пассивности и во многом несостоятельности современного российского человека, в котором пока не проснулась та творческая активная личность, которая, по выражению Н.А. Бердяева, наконец станет осознавать себя хозяином страны и отодвинет "женскую перцептивную пассивность"1. Интроиорный уровень жизнедеятельности — уровень "Я", т. е. внутреннего и духовного мира личности, ее индивидуальной культуры, а также пространство ближайшего средового окружения личности (родственники, семья, дети, друзья, любимые). Интроиорный уровень порождает основные векторы и способы развития личности во все сферы жизнедеятельности, которые на последующих этапах получают свое воплощение в различных структурах, институтах и ценностях. Эта диагностическая модель уровней жизнедеятельности помогает понять с позиций динамики следующие проблемные области личностно-профессионального развития человека в той или иной области труда: — что изменяется в профессиональной деятельности (объект изменений)? — Кто осуществляет эти изменения (субъекты изменений)? — Где возникают и как распространяются изменения? Подобное комплексное обращение к профессионально-личностному развитию человека с точки зрения одновременного рассмотрения его как субъекта деятельности, деловых и неформальных коммуникаций и как индивидуальной личности отвечает задачам модернизации общества, где основным фактором его нормализации и стабилизации является профессионализм работников.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Специфика диагностического показателя» з дисципліни «Акмеологія»