Принцип моделирования был разработан в середине века в сферах управления социальными, производственными и другими системами и в каждом нашел свою спецификацию и конкретизацию. В методологии науки принцип моделирования был в известной степени формализован для унификации моделей поисковых, исследовательских и оперативных в систематике научного знания. Основой понимания природы моделирования выступает теория отражения. Эта мысль разделяется большинством исследователей. Но вопрос, каким именно образом моделирование соотносится с отражением, вызывает много разногласий. Анализ универсального свойства отражения, его проявление в процессах, связанных с деятельностью человека, позволил изучить роль реагирования личностных систем в выяснении природы моделирования. В результате отражение определяется как специфическая форма реагирования, в процессе которой необходимые признаки одних систем проявляются во внутренних изменениях и внешних действиях других систем через специфику их структуры и функции. Реагирование — подлинно системное качество, ибо в процессе его воспроизводится то всеобщее, что присуще системам "объект- явление", "отражающий субъект — отражаемый объект — отражающий субъект". Понятие "реагирование" конкретнее понятия "взаимодействие", рассматриваемого как сущность отражения. Это, разумеется, тоже взаимодействие, но уже явным образом предполагающее изменение вступающих в него компонентов. В процессе реагирования каждый из компонентов системного комплекса взаимодействия испытывает воздействия другого, выступает в одно и то же время и причиной, и следствием, которые заменяют друг друга. Отсюда вытекает необходимость рассматривать отражение не просто как взаимодействие, а как реагирование. Исследования физиологии эволюции высшей нервной деятельности позволили сделать вывод о том, что характерной особенностью человеческого сознания является наличие такого свойства его функционирования, как реактивность (раздражимость и реагирующий субстрат в акте отражения составляют диалектическое единство). Такой переход к высшим формам отражения у человека становится возможным при условии, если "моделью потребного будущего" служит конструируемый самим мозгом идеальный объект на основе воображения и экстраполяции. Развитие отражения в человеческом мышлении идет еще дальше: оно подвергает анализу как процесс отражения, так и самоотражения. Это означает, что отражение второго порядка становится моделью для отражения третьего порядка и т. д. Следовательно, возникает своеобразная иерархия сложных многоуровневых моделей, которая на основе реактивности преломляется через специфику внутренних процессов сознания и выступает более или менее точной копией объектов. Анализ изложенного позволяет выявить следующее: в своей основе модель взаимодействия — это гипотеза о том, как может быть осуществлен процесс взаимодействия, какие результаты при этом можно получить; содержание модели зависит от особенностей моделируемого субъекта, от той цели, которую он ставит перед собой; отражательная природа модели предполагает, с одной стороны, зависимость от деятельности субъекта, формирующей предмет моделирования путем выделения его свойств, а с другой — деятельности, влияющей на субъекта моделирования. В этом соотношении необходимо соблюдать объективное соответствие и его меру, которую нельзя упрощать и преувеличивать. Под моделью подразумевается материальная или мыслительная (знаковая, концептуальная) система, которая опосредованно отражает совокупность факторов, воспроизводящих, имитирующих объект (взаимодействие, партнеров взаимодействия) на разных уровнях их организации, самоорганизации и развития. Данное определение конкретизирует дефиниции модели, идущие от Платона, Канта, Пиаже и имеет следующие особенности: а) выражает отношения между объектом, моделью объекта и моделирующим субъектом; б) модель характеризуется как системное образование, обладающее двоякой гносеологической характеристикой, где живой объект рассматривается как система моделей и сам моделирующий процесс расчленен на систему моделей, каждая из которых отражает определенный срез объекта, а все вместе представляют его на целостном уровне; в) учитываются презентативные свойства модели; г) определение предполагает, что модель имитирует объект, т. е. приближает и упрощает его, удерживает характеристики, не искажает их природу. После того как дано определение модели, появляется возможность определить процесс моделирования. Моделирование — это процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем. Между субъектом познания организации взаимодействия и объектом взаимодействия моделирования может возникнуть следующее: знаковой модели непосредственно будет соответствовать какая-то реальная система, следовательно, за ней целесообразно закрепить термин "концептуальная модель". Если в природе нет реальной системы, то ее модель можно назвать "идеальной моделью". Моделирование — субъективно-объективная системная задача. Проектировщик должен по отношению к создаваемой модели быть одновременно и объектом, и субъектом моделирования. Г.П. Щедровицкий выделяет одну из наиболее важных для нашего подхода характеристик модели: "стороны" изучаемого объекта не могут быть соединены механически, "между ними, как таковыми, нет реальных связей", откуда возникает необходимость спроектировать движение в разных слоях замещения на сам объект и таким образом задать основание для их сопоставления1. Наконец, уже с акмеолого-психологических позиций Е.Б. Старовойтенко обратилась к постановке проблем моделирования человека в малоизвестном фундаментальном труде М.Вартофского, в котором выделено сразу несколько существенных функций модели: 1) воссоздание и умножение знаний об оригинале; 2) конструктирование его новых свойств; 3) управление им и развитие его. По его мнению, модель задает перспективы, средства и цели развития оригинала, его прогрессивного развития. При этом модели — это не просто часть технологии для создания будущего, и не просто полезные инструменты, а сами способы действия, которые фактически и создают будущее. Все перечисленные отдельными авторами и интегрированные Вартофским критерии определения и функций модели непосредственно относятся к акмеологии и ее принципам моделирования. "Оригинал" — это наличное, данное состояние ("стартовое", по терминологии Ананьева) личности. Однако модель это не ее идеальное состояние, являющееся целью акмеологического содействия и "самопомощи" личности. Модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности, и, по Вартофскому, способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией. Для раскрытия специфики предмета акмеологии особенно существенно, что она — в отличие от других наук (особенно естественных), не имеет целиком онтологически заданного реального объекта. Ее предмет — это изменение реального объекта (оригинала) от "стартового" состояния к идеальному, "финишному". Предметом данной науки является не субстанциональное статичное состояние, а сам момент и способ изменения. Очень существенно также и то, что наличное состояние "оригинала" исследуется, а желательное, целевое проектируется согласно теоретическим принципам и основаниям. Наличное состояние представляет собой реальный объект, но желательное, "финишное" не есть идеальный объект, это идеал, критерий будущего. Идеальный объект или модель включает интеграл наличного состояния личности, способа его изменения (развития) и его финишное состояние. В данной модели (в терминах моделирования) могут быть выделены переменные и постоянные величины. Как ни парадоксально, но идеал, т. е. финишное состояние при моделировании, должен обладать набором постоянных критериев: они в какой-то степени и были уже выявлены: компетентность, профессионализм, оптимальность самовыражения. Переменной является характеристика оригинала, его реального отправного состояния — разные личности находятся на разном уровне развития, который и должен быть выявлен. Средства акмеологической поддержки варьируют между полюсами стандартного и индивидуального: набор средств акмеологической поддержки является типичным — это консультации, игротехники, тренинги. Но способ организации и проведения последних ориентирован на динамику, на изменчивость уровня развития субъекта и собственные индивидуальные — рефлексивные, интеллектуальные ресурсы. О.С.Анисимов подчеркивает необходимость методологизации аналитика-акмеолога, что составляет культуру акмеологического анализа, так как обеспечивает организованное, критериальное прихождение к акмеологически значимым результатам. Поскольку речь идет о развитии, совершенствовании не только путем собственно акмеологических технологий, а в самой деятельности, средством развития и совершенствования становится "алгоритм" — одна из важнейших акмеологических категорий, выделенных и разработанных А.А.Деркачом. Алгоритм представляет собой постоянную акмеологической модели, поскольку отвечает самому существенному критерию и осуществления деятельности и развития ее субъекта — оптимальности. Понятие моделирования употребляется в акмеологии и в более частном значении: моделируются гуманитарные технологии. Термин и понятие алгоритмизации также используется ею не только применительно к способу деятельности, но как способ сбора и репрезентации информации о личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип моделирования» з дисципліни «Акмеологія»