РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических гос-вах, основанный на системе сдержек и противовесов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Впервые в классической форме идея Р.в. была сформулирована Ш.Л. Монтескье в кн. «О духе законов» (1748). Он предупреждал, что самой большой опасностью, порождающей деспотизм и бесправие, является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить подобные злоупотребления, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. Политическая свобода может существовать только там, где нет злоупотребления властью. При Р.в. исполнительные, законодательные и судебные ин-ты, будучи взаимонезависимы в рамках своей компетенции, контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в одних руках. Одновременно Р.в. предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона оппозиции. В федеративных и конфедеративных гос-вах роль контрвласти по отношению к центру могут выполнять властные инстанции субъектов федерации (конфедерации). В системе Р.в. главенствующее положение принадлежит парламенту, поскольку именно законодательная власть обладает правом определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями. В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на законодательные акты или требовать их доработки. В свою очередь парламент способен отменить или затормозить решения исполнительной власти. Все исполнительные ин-ты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с парламентом: отчитываться перед ним, а если речь идет о парламентских республиках, то даже получать от парламента мандат на осуществление своих функций. Парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинения против высших должностных лиц roc-ва и привлекать их к ответственности (процедура импичмента), если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам. Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности исполнительной и законодательной власти, арбитром в случае возникновения к.-л. противоречий между ними выступает судебная власть. Без независимой судебной власти невозможно Р.в. В большинстве стран надзор за соблюдением конституции, соответствием ей актов законодательной и исполнительной власти возлагается на специально созданное, организационно обособленное судебное учреждение. Во Франции это Конституционный совет, в ФРГ — Федеральный конституционный суд, в США — Верховный суд, в России — Конституционный суд. Эти ин-ты следят за правомочностью действий президента и парламента, за соответствием конституции международным договорам и соглашениям, разрешают споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Сюда могут обращаться политические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с решениями государственных органов или видят в них угрозу нарушения Основного закона гос-ва. Проверка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит завершением системы сдержек и противовесов, призванным стоять на страже конституционной демократии. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1996.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»